Начиная с 1830-х годов в Кронштадте бывшем до той поры суровой военной гаванью где звучал визг бил, удары молотов и вопли избиваемых «кошками» матросов, стали появляться признаки благоустройства.
Средняя гавань была отделана камнем и превращена в парадные ворота Кронштадта для высоких гостей. После этого, перед городскими властями встал вопрос о приведение в порядок расположенной за гаванью Арсенальной площади, местного аналога
Марсова поля. Установку памятника Петру I, основателю города, можно рассматривать как один из шагов в этом направлении.
Как и
Медный всадник, кронштадтский памятник царю-преобразователю это тоже творение французского скульптора. Речь идет о Теодоре-Жозефе-Наполеоне Жаке, молодом мастере работавшем в Петербурге. В какой-то степени Жаку предстояла не менее сложная задача чем Фальклоне, ведь пеших памятников Петру еще никто не отливал. Проблема заключалась в том, что фигура огромного сутулого царя, на худых тоненьких ножках без коня смотрелась совсем не по царски, и даже несколько карикатурно. Ставить же конный памятник в морском порту тоже было нелепо. Эпоха конных матросов тогда еще не пришла в Россию.
В итоге Теодор Жак пошел по пути наименьшего сопротивления и предал своему Петру исторически недостоверные, но более эстетичные пропорции – царская сутулость исчезла, ноги царя стали крепче, пропорции фигуры – гармоничнее. Скульптор так же решил отказаться и от экспериментов с одеждой царя. Как известно, римская тога у Петра на
памятнике Расстрелли и балдахин на Медном всаднике, вызвали много ехидных реплик «о голом царе в простыне» и т.д. Кронштадтский Петр изображен в мундире Преображенского полка, в котором он был в день Полтавской битвы. Ногой первый русский император попирал вражеский флаг. Отливкой статуи занимался автор коней на
Аничковом мосту – Петр Клодт.
Надпись на памятнике Петру I
9 июля (27 июня по ст. стилю) 1841 года, в очередную годовщину Полтавской битвы памятник Петру был открыт. Стоя спиной к городу, царь обозревал пристань, корабли и форты Кронштадта. На постаменте была выбита надпись с латинским переводом (еще один отсыл к Медному всаднику!): «Петру Первому; Основателю Кронштадта; 1841-го года»; «Petro Primо, Conditori Cronstati, 1841». В 1881 по предложению великого князя Константина Николаевича, надпись на постаменте была изменена на цитату из самого Петра: «Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело». «Из указа Государя 1720 г. Мая 10 д.»
Появление памятника повлекло за собой переименование Арсенальной площади в Петровскую площадь. А с 1861 года Петровским стал называться и парк, разбитый вокруг статуи Петру.
Памятник Петру на открытке начала XX в.
Любопытно, что матросы не жаловали памятник основателю города. «Служить тебе долго, пока царь Петр другой ножкой ступит», наставляли боцманы молодых рекрутов сходивших на берег перед монументом императору. Видимо по этой причине, в 1917 году, после революции в городе раздавались громкие голоса призывающие снести памятники «царским бичам» - Петру и Макарову. К счастью, горячие головы удалось унять, и медный Петр по сей день взирает на воды Финского залива со своего постамента.