Круг друзей Круг друзей
Города и районы
Достопримечательности
Места
Улицы и проспекты
Площади
Реки и каналы
Мосты
Сады, парки и скверы
Дворы
Кладбища и захоронения
Разное
Музеи
Изобразительного искусства
Исторические
Естественнонаучные
Мемориальные
Литературные
Необычные
Интерактивные
Военные
Этнографические и религиозные
Транспортные
Корабли-музеи
Разное
Здания и сооружения
Дворцы и дворцово-парковые комплексы
Особняки и замки
Усадьбы
Общественные здания
Храмы, монастыри, часовни
Крепости и укрепления
Жилые дома
Фонтаны
Мемориальные комплексы
Промышленные комплексы
Магазины
Разное
Памятники и скульптуры
Историческим личностям
Литературным персонажам
Мемориальные
Городская скульптура
Петербургский фольклор
Необычные
Животный мир
Зоопарки
Дельфинарии и океанариумы
Фермы
Разное
Природные
Неформальные достопримечательности
Где жить
Тип
Гостиница
Апарт-отель
Хостел
Мини отель
Гостевая квартира
Комната
Гостевой дом/коттедж
Couchserfing
Звездность
1*
2*
3*
4*
5*
Группы
Бизнес
Бюджетные/для молодежи
Познавательный отдых
Пляжный отдых
Дизайн
Шопинг
Изысканная кухня
Романтические
СПА База отдыха
Загородные
Горные лыжи
Гольф
Сетевые
Замок/вилла
Санаторий
Конференции
Экзотические
Тематические
Услуги
Интернет
Wi-Fi
Гостевой компьютер
Номера для некурящих
Можно с домашними животными
Кондиционер
Кабельное телевидение
Красивый вид
Ванна
Джакузи
Сауна
Бассейн
СПА
Фитнес зал
Охрана
Парковка
Лифт
Доступно для людей с ограниченными возможностями
Подходит для семей с детьми
Многоместные номера
Двуспальная кровать
Завтрак
Кухня
Ресторан
Бар
Конференцзал
Оплата кредитными картами
Цена
$
$$
$$$
$$$$
$$$$$
Рейтинг
Превосходно
Отлично
Хорошо
Плохо
Ужасно
Где поесть
Тип
Рестораны
Кофе, чай, кондитерские
Кафе, столовые, бистроы
Фастфуд
Кухня
Европейская
Итальянская
Русская, славянская
Вегетарианские
Японская
Китайская
Пивные и пабы
Азия и Восток
Кавказская
Мексиканская
Французская
Стейк-хаусы
Рыба и морепродукты
Дополнительно
Детское меню
Детская комната
Программы для детей
Банкетные залы
Живая музыка
Завтраки
Бизнес-ланч
Доставка еды
Летняя терраса
Красивый вид
Загородные
Цена
$
$$
$$$
$$$$
$$$$$
Развлечения и отдых
Театры
Драматические
Оперы и балета
Комедии
Музыкальные
Кукольные
Детский репертуар
Галереи и выставочные залы
Изобразительное искусство
Прикладное искусство
Фотография
Кинотеатры
Кинокомплексы
IMAX
3D
VIP-зал
Артхаус кино
Исторические
Пляжи Пляжи
Городские
Загородные

Кафе
Туалеты
Кабинки
Пляжный волейбол
Лежаки и зонтики
Душ
Парковка
Клубы и бары
$
$$
$$$
$$$$
$$$$$
Бильярды
$
$$
$$$
$$$$
$$$$$
Боулинги
$
$$
$$$
$$$$
$$$$$
Креативные пространства
Антикафе и коворкенги
Концертные площадки
Цирки
Аквапарки
Парки аттракционов
Квесты
Активный отдых, спорт
Фитнесс центры
Бассейн
Тренажерный зал
Зал для групповых занятий
Зал спортивных игр
Зал единоборств
Зал сайкл
Настольный теннис
Большой теннис
Сквош
Кардиозона
Сауна / баня
Детская комната
Детский фитнес
Кафе / фитнес бар
Спортивный врач
Косметолог
Массаж
Солярий
Аренда спортзала
Парковка
Прокат велосипедов
Городские велосипеды
Спортивные велосипеды
Тандемы
Необычные велосипеды
Велосипеды для детей
Ремонт
Продажа зап. частей
Катки
Открытые
Крытые
Ночные

Прокат коньков
Вход со своими коньками
Заточка коньков
Инструктор
Кафе
Защитный инвентарь
Лыжи
Прокат горнолыжного инвентаря
Прокат беговых лыж
Инструктор
Кафе
Бассейны
Отдельные
При фитнес центре

С разовым посещением
Аквааэробика
Сауна
Массаж
Тренажерный зал
Медосмотр
Занятия с тренером
Кафе
С маленькими детьми
Дайвинг

До 25 метров
25 метров
50 метров
Верховая езда
Занятия выездкой
Занятия конкуром
Раздевалка
Туалет
Прогулки в лес/поле
Участие в соревнованиях
Аренда денников
Наличие левад
Картинг
Закрытый
Открытый

Обучение детей
Карты «на вынос»
Корпоративы
Виндсерфинг
Прокаты роликов
Скалодромы, веревочные парки и альпинизм
Бэйс джампинг
Зорбинг
Пейнтбол
Прыжки с парашютом
Гольф и мини-гольф
Рафтинг
Прокат снегоходов
Стендовая стрельба
Рыбалка
Настольный теннис
Большой теннис
Мини-футбол
Волейбол
Красота и здоровье
Салоны красоты и парикмахерские
Креативные стрижки
Дреды
Маникюр
Педикюр
Спа и массаж
Солярий
Стоун терапия
Пилинг
Фиш-терапия или рыбный пилинг
Классический массаж
Тайский массаж
Бани
Русские
Турецкие
Финские
Инфракрасные

Бассейн
Кафе, бар
Покупки
Магазины
Сувениры, подарки
Антикварные
Одежда, обувь
Second hand
Книжные
Продукция handmade
Спортивные
Музыкальные
Настольных игр
Искусство
Фототовары
Цветочные
Электроника и бытовая техника
Зоомагазины
Комиссионные
Мебельные
Детские
Для взрослых
Продуктовые
Алкогольные
Строительные
Товары для дома
Разное
Рынки
Продовольственные
Блошиные
Разное
Торговые центры
Ярмарки
Транспорт
Аэропорты
Порты и речные вокзалы
Железнодорожные вокзалы
Автовокзалы
Такси
Люди и проекты
Развернуть карту
Главная / Путеводитель / Достопримечательности / Музеи / Исторические / Крейсер «Аврора»

Крейсер «Аврора»

Адрес: СПб, Петровская наб, д. 2
Телефон: +7 (812) 230-8440

Как добраться от метро: от станции метро Горьковская направо пешком до Петровской набережной, 20 минут

Выходные: понедельник, пятница
Часы работы: с 10.30 до 16.00

Крейсер «Аврора»

Цусимский крейсер

Корабли-музеи – это большая редкость не только для отдельных городов, но целых стран. Их присутствие указывает на интересную и, как правило, долгую историю судна, тесно связанную с важными событиями страны в недавнем или далеком прошлом. Петербургу повезло: на вечном приколе в водах Невы стоит больше кораблей-музеев, чем где бы то ни было в России, а может, даже и мире. Стоит ли удивляться этому факту в городе, который задумывался Петром как форпост Российской империи на Балтике?

Без сомнения самый известный корабль-музей Петербурга это крейсер «Аврора», вплывший в историю, благодаря одному своевременно произведенному выстрелу.

«Аврора» была последним из крейсеров типа «Диана», которые строились на рубеже XIX-XX веков для противостояния британской и немецкой угрозам на море. Эти корабли не обладали какими-то выдающимися достоинствами, и более того, на момент строительства уже морально устарели. 23 мая 1897 года «Аврора» была заложена на Ново-Адмиралтейской верфи в присутствие генерал-адмирала Алексея Александровича. Спустя три года, в мае 1900 года, новый крейсер был спущен на воду в присутствие императора Николая II, августейшей семьи и всего военно-морского бомонда. После этого, работы на «Авроре» продолжались до конца 1903 года. Кораблестроители спешили, - из-за обострившейся ситуации на Дальнем Востоке, Тихоокеанская эскадра остро нуждалась в новых кораблях.

Спустя всего несколько месяцев после начала активной службы, бронепалубный крейсер «Аврора» вошел в состав Второй Тихоокеанской эскадры адмирала Рождественского. Вместе с другими русскими кораблями «Аврора» проделала нелегкий путь из Балтийского в Китайское море, где у острова Цусима их поджидали корабли японского Императорского флота. В ходе сражения на долю «Авроры» выпала охрана транспортных кораблей. Эта задача была выполнена моряками-авроровцами с честью. Осколком японского снаряда был убит капитан крейсера Егорьев. «Аврора» получило многочисленные повреждения, десятки моряков были убиты и ранены.

После поражения русского флота, «Аврора» под покровом темноты бежала с места сражения и ушла на Филиппины, в порт Манилу. В то время эта территория принадлежала США. Там «Аврора» и другие уцелевшие после разгрома корабли Второй Тихоокеанской эскадры были интернированы до осени 1905 года, когда между Японией и Россией был подписан Портсмутский мир. Время вынужденной стоянки было использовано для ремонта судна и оказания помощи раненым. «Аврора» была одним из первых кораблей с установленным на борту рентгеновским аппаратом. Это помогло в лечение многих пострадавших в бою морякам.

Для последующей революционной истории «Авроры» небезынтересен тот факт, что уже в Маниле экипаж крейсера не раз выражал признаки недовольства, в связи с просочившейся к морякам информацией о волнениях на броненосце «Потемкин» и задержкой с демобилизацией. Волнения на корабле шли и во время плавания к берегам России. 19 февраля 1906 года, после многомесячного плавания «Аврора» вернулась на свою базу, в Либаву.

 

После ремонта 1909 года «Аврора» вошла в состав бригады крейсеров, на борту которых гардемарины и ученики унтер-офицерских школ вышли в учебное заграничное плавание. В последующие годы «Аврора» постоянно ходила в дальние плавания. Крейсер побывали в Средиземноморье, в Германии и в Сиаме (Таиланд).

В 1914 году, корабль плавал в составе 2-й бригады крейсеров Балтийского моря. Здесь, на родине, «Аврору» застало начало Первой мировой войны. Надо отметить, что в боях крейсер принимал участие довольно редко. Балтийское море было настолько густо усеяно минными полями, что напоминало настоящий «суп с клецкими». И русские, и немецкие корабли не рисковали покидать своих баз, лишь изредка выходя на боевые операции.

Крейсер «Аврора»

Курс в революцию

В сентябре 1916 года «Аврора» была отправлена на ремонт и встала в Константиновском доке. Распоряжение о постановке крейсера в док вызвало опасения у командира «Авроры», капитана 1-ого ранга М.И. Никольского. В донесении вышестоящему начальству он в частности писал: «Команда, до сих пор не поддававшаяся преступной агитации, поддастся ей и, как это часто бывает, перейдёт в другую крайность — благодаря своей сплочённости из самой надёжной во время войны станет самой ненадёжной. Почва для этого самая благоприятная — долгая стоянка в Петрограде у завода».

В исторической перспективе оценки Никольского были настолько верны, насколько и бесполезны. 27 февраля 1917 года, с началом Февральской революции на «Авроре» вспыхнуло восстание. Капитан крейсера вместе со старшим офицером корабля, попытался героически перестрелять всех мятежников из револьвера. Один матрос был смертельно ранен. Противостояние между командиром и его командой, закончилось спустя несколько часов, насильственной смертью М.И. Никольского от рук собственного экипажа.

После избавления от капитана, на «Авроре» был избран судовой комитет. Первоначально, большевиков в нем не было, но июню 1917 года, благодаря активности таких известных агитаторов как М. И. Калинин, В. Володарский и Б. П. Позерн, корабельная ячейка РСДРП(б) достигла 42 человек. «Аврора» стала известна как про-большевистский корабль. 4 июля 1917 года, ее матросы приняли участие в знаменитой демонстрации организованной партией Ленина и попали под огонь правительственных войск. В начале сентября, председателем судового комитета «Авроры» был избран большевик, машинист 1-й статьи А. В. Белышев.
В планах большевиков, готовивших восстание в Петрограде осенью 1917 года, крейсер играл исключительно важную роль. Все попытки Временного правительства вывести «Аврору» в море не увенчались успехом. Решением Центробалта «Авроре» предписывалось «…всецело подчиняться распоряжениям революционного комитета Петроградского Совета».

В ночь с 24 на 25 октября «Аврора» вошла в Неву и встала у Благовещенского (Николаевского) моста, разведенного юнкерами. С появлением крейсера, верные Временному правительству войска бежали, и электрики «Авроры» свели мост. Из числа матросов корабля был сформирован отряд в помощь силам Военно-Революционного Комитета занимающим важнейшие объекты столицы. При помощи радиостанции «Авроры» было передано радиообращение В.И. Ленина «К гражданам России», сообщавшем, что Временное правление низложено, и вся власть перешла в руки Советов.

Таким образом, роль «Авроры» в октябрьских событиях отнюдь не сводилось к знаменитому выстрелу носового орудия. Что же касается последнего, то здесь есть несколько противоречащих версий.

Одни согласны с тем, что исторический выстрел имел место, но спорят о том, был ли он сделан боевым или холостым зарядом. Надо сказать, что в конце октября 1917 года, по России ходили упорные слухи, о том, что Зимний дворец снесен с лица земли ураганным огнем с крейсера. Любители мелодраматических эпизодов, пересказывают легенду как 25 октября на «Аврору» поднялась женщина неземной красоты и приказала вести огонь по Зимнему дворцу. Это была легендарная писательница-комиссар Лариса Рейснер. Моряки переглянулись (женщина на корабле не к добру!) но ослушаться приказа не осмелились.

По другой версии, сигналом к штурму послужил выстрел орудия Петропавловской крепости. Только после него выстрелила пушка «Авроры». Именно снаряды выпущенные из крепости нанесли повреждения зданию Зимнего дворца.

Наконец, есть точка зрения, что никакого сигнала к штурму не подавалось вообще. Отряды рабочих и красногвардейцев стали проникать в Зимний дворец со стороны Адмиралтейства с вечера 24 октября, пользуюсь тем, что у защитников Временного правительства не было сил защитить всё огромное здание. Часть этих инфильтратов была взята в плен и разоружена юнкерами, но постепенно число ситуация изменилась не в пользу обороняющихся. Отряды повстанцев заполнили весь Зимний дворец, лишив юнкеров и Ударный женский батальон малейшего шанса на сопротивление.

После Октябрьских событий, «Аврора» наконец-то завершила начавшийся в 1916 году ремонт и отплыла в Гельсинфоргс (Хельсинки). Там она простояла до декабря 1917 года, когда Балтийский флот из-за угрозы немецкого наступления был вынужден перебазироваться из столицы Финляндии в Кронштадт. Почти всю Гражданскую войну «Аврора» бездействовала. За это время на крейсере произошло две диверсии (была сделана попытка отравить экипаж и на судне был заложен фугас). Часть моряков-авроровцев отправилась воевать с белыми. С крейсера так же были демонтированы пушки, которые переправили на Волжскую военную флотилию. Среди них было и легендарное носовое орудие. Дальнейшая судьба артиллерии «Авроры» неизвестна.

Крейсер «Аврора»

Корабль-музей

В сентябре 1922 года командованием Красного флота приняло решение отремонтировать «Аврору» и ввести ее в строй как учебный корабль. 18 июля 1923 года старый крейсер успешно прошел ходовые испытания и вступил в строй, став первым кораблем Балтийского флота выведенного из долговременного хранения.

Служба «Авроры» под советским флагом протекала не менее активно чем в царское время. В 1920-ее годы корабль не раз совершал дальние морские походы вокруг Скандинавии, заходил в порты Дании и Германии. Многочисленные плавания серьезно потрепали крейсер и в 1933 году «Аврора» была поставлена на капитальный ремонт.  

Начало Великой Отечественной войны застало «Аврору» в Ораниенбауме. По мере приближения немецко-фашистских войск к Ленинграду с крейсера постепенно снимали вооружение, а матросы уходили на передовую. Часть 130-мм-ых пушек «Авроры» была установлена на Дудергофских высотах, откуда они обстреливали немецкие танковые колонны  идущих по Киевскому шоссе. По преданию, после того как фашисты взяли батарею, они привязали пленных матросов колючей проволокой к стволам орудий и сожгли их живьем.

Последнее тяжелое орудие «Авроры» было установлено на бронепоезде «Балтиец».
27-30 октября 1941 года крейсер «Аврора» получил несколько попаданий бомб и сел на грунт. Но над кораблем все равно развивался военно-морской флаг, а единственное оставшееся на корабле зенитное орудие вело огонь по врагу. «Аврора» продолжала оставаться целью для нацистских бомб и снарядов вплоть до самого снятия блокады Ленинграда.  

В августе 1944 года исполком Ленинградского Совета принял решение переоборудовать «Аврору» под корабль музей и учебный блокшив для курсантов-нахимовцев. Крейсер подняли с грунта и отбуксировали в Кронштадт для ремонта. Правда, прежде чем корабль встал на вечную стоянку, заслуженному судну пришлось выступить в несколько непривычной роли … «киноактера». На «Аврору» приехал коллектив киностудии имени Горького для съемки фильма о крейсере «Варяг». Для постановки ленты, на корабле была установлена фальшивая четвертая труба, появилось носовое украшение, были изменены элементы надстроек.

Лишь 17 ноября 1948 года «Аврору» была отбуксирована к месту вечной стоянки на Большой  Невке. В качестве экипажа крейсер принял на борт воспитанников выпускной роты Нахимовского училища. С 1956 года «Аврора» стала филиалом Центрального военно-морского музея, а с 1960-ого года крейсер был включен в число памятников охраняемых государством.

В послевоенное время «Аврора» становится одним из самых известных объектов СССР и неформальным символом Ленинграда. Крейсер Революции был изображен на Ордене Октябрьской революции, 20 копеечной монете и на бесчисленных значках и марках. «Аврора» входила в обязательный маршрут высоких гостей города на Неве. За 40 послевоенных лет на крейсере побывали многие исторические личности – Юрий Гагарин, Леонид Брежнев, Хо Ши Мин, Эрнесто Че Гевара и др.

В 1984 году, «Аврора» была отправлена на очередной капитальный ремонт. В ходе работа была заменена подводная часть корпуса крейсера, что вызвало волну критики в прессе. Газеты писали, что историческая «Аврора» разрушена и заменена новоделом. В 1987 году отреставрированный корабль вернули к месту вечной стоянки у Нахимовского училища.

Несмотря на распад СССР и превращение Ленинграда в Петербург, «Аврора» продолжает оставаться не только музеем, но и важным символическим объектом. Для современного россиянина он символизирует дух бунта и протеста. Недаром, самый популярный анекдот про «Аврору» обыгрывает угрозу появления крейсера революции на Москва-реке, у стен Кремля. Корабль периодически оккупируют представители радикальных групп и организаций. Претендуя на наследие революции, они поднимают над крейсером свои знамена.

В свою очередь, власть, пытается изгнать с «Авроры» призраки прошлого. Возможно, одним из шагов в этом направление стала знаменитая вечеринка  6 июня 2009 года во время Петербургского экономического форума, когда пьяные олигархи прыгали с борта «Авроры» в Неву. На этом мероприятие так же участвовали губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко, представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе И. И. Клебанов, министр экономического развития Э. С. Набиуллина и другие политики. Правда, развлекательное мероприятие окончилось скандалом. Патриотическая общественность вспомнила, что «Аврора» это не только крейсер революции, но и один из двух кораблей участвовавших в Цусимском бою и дошедших до наших дней (вторым является японский флагман «Микаса»).

Самая забавная легенда посвященная «Авроре», гласит, что крейсер стоящий на Большой Невке это не «Аврора». По одной версии, за годы Гражданской войны «Аврора» износилась настолько, что не подлежала восстановлению. Судно было продано на металлолом, а за «Аврору» стали выдавать однотипный крейсер «Диана». По другой версии, в результате капитального ремонта 1984-1987 года, подлинный корпус «Авроры» был демонтирован, а то что мы видим на вечной стоянке не более чем муляж. Впрочем, известные блоггеры, осмотревшее легендарное судно, стоящее в сухом доке, эти слухи категорически опровергают.

21 октября 2014 года, «Аврора» ушла на очередной ремонт в Кронштадт. На свое историческое место, «крейсер революции» должен вернуться к 2017 году, что вызывает нездоровое оживление среди любителей исторических совпадений.

Крейсер «Аврора»
Поделиться Поделиться
Понравилась статья? 0 0
Оставить комментарий
или войдите через: