Круг друзей Круг друзей
Города и районы
Достопримечательности
Места
Улицы и проспекты
Площади
Реки и каналы
Мосты
Сады, парки и скверы
Дворы
Кладбища и захоронения
Разное
Музеи
Изобразительного искусства
Исторические
Естественнонаучные
Мемориальные
Литературные
Необычные
Интерактивные
Военные
Этнографические и религиозные
Транспортные
Корабли-музеи
Разное
Здания и сооружения
Дворцы и дворцово-парковые комплексы
Особняки и замки
Усадьбы
Общественные здания
Храмы, монастыри, часовни
Крепости и укрепления
Жилые дома
Фонтаны
Мемориальные комплексы
Промышленные комплексы
Магазины
Разное
Памятники и скульптуры
Историческим личностям
Литературным персонажам
Мемориальные
Городская скульптура
Петербургский фольклор
Необычные
Животный мир
Зоопарки
Дельфинарии и океанариумы
Фермы
Разное
Природные
Неформальные достопримечательности
Где жить
Тип
Гостиница
Апарт-отель
Хостел
Мини отель
Гостевая квартира
Комната
Гостевой дом/коттедж
Couchserfing
Звездность
1*
2*
3*
4*
5*
Группы
Бизнес
Бюджетные/для молодежи
Познавательный отдых
Пляжный отдых
Дизайн
Шопинг
Изысканная кухня
Романтические
СПА База отдыха
Загородные
Горные лыжи
Гольф
Сетевые
Замок/вилла
Санаторий
Конференции
Экзотические
Тематические
Услуги
Интернет
Wi-Fi
Гостевой компьютер
Номера для некурящих
Можно с домашними животными
Кондиционер
Кабельное телевидение
Красивый вид
Ванна
Джакузи
Сауна
Бассейн
СПА
Фитнес зал
Охрана
Парковка
Лифт
Доступно для людей с ограниченными возможностями
Подходит для семей с детьми
Многоместные номера
Двуспальная кровать
Завтрак
Кухня
Ресторан
Бар
Конференцзал
Оплата кредитными картами
Цена
$
$$
$$$
$$$$
$$$$$
Рейтинг
Превосходно
Отлично
Хорошо
Плохо
Ужасно
Где поесть
Тип
Рестораны
Кофе, чай, кондитерские
Кафе, столовые, бистроы
Фастфуд
Кухня
Европейская
Итальянская
Русская, славянская
Вегетарианские
Японская
Китайская
Пивные и пабы
Азия и Восток
Кавказская
Мексиканская
Французская
Стейк-хаусы
Рыба и морепродукты
Дополнительно
Детское меню
Детская комната
Программы для детей
Банкетные залы
Живая музыка
Завтраки
Бизнес-ланч
Доставка еды
Летняя терраса
Красивый вид
Загородные
Цена
$
$$
$$$
$$$$
$$$$$
Развлечения и отдых
Театры
Драматические
Оперы и балета
Комедии
Музыкальные
Кукольные
Детский репертуар
Галереи и выставочные залы
Изобразительное искусство
Прикладное искусство
Фотография
Кинотеатры
Кинокомплексы
IMAX
3D
VIP-зал
Артхаус кино
Исторические
Пляжи Пляжи
Городские
Загородные

Кафе
Туалеты
Кабинки
Пляжный волейбол
Лежаки и зонтики
Душ
Парковка
Клубы и бары
$
$$
$$$
$$$$
$$$$$
Бильярды
$
$$
$$$
$$$$
$$$$$
Боулинги
$
$$
$$$
$$$$
$$$$$
Креативные пространства
Антикафе и коворкенги
Концертные площадки
Цирки
Аквапарки
Парки аттракционов
Квесты
Активный отдых, спорт
Фитнесс центры
Бассейн
Тренажерный зал
Зал для групповых занятий
Зал спортивных игр
Зал единоборств
Зал сайкл
Настольный теннис
Большой теннис
Сквош
Кардиозона
Сауна / баня
Детская комната
Детский фитнес
Кафе / фитнес бар
Спортивный врач
Косметолог
Массаж
Солярий
Аренда спортзала
Парковка
Прокат велосипедов
Городские велосипеды
Спортивные велосипеды
Тандемы
Необычные велосипеды
Велосипеды для детей
Ремонт
Продажа зап. частей
Катки
Открытые
Крытые
Ночные

Прокат коньков
Вход со своими коньками
Заточка коньков
Инструктор
Кафе
Защитный инвентарь
Лыжи
Прокат горнолыжного инвентаря
Прокат беговых лыж
Инструктор
Кафе
Бассейны
Отдельные
При фитнес центре

С разовым посещением
Аквааэробика
Сауна
Массаж
Тренажерный зал
Медосмотр
Занятия с тренером
Кафе
С маленькими детьми
Дайвинг

До 25 метров
25 метров
50 метров
Верховая езда
Занятия выездкой
Занятия конкуром
Раздевалка
Туалет
Прогулки в лес/поле
Участие в соревнованиях
Аренда денников
Наличие левад
Картинг
Закрытый
Открытый

Обучение детей
Карты «на вынос»
Корпоративы
Виндсерфинг
Прокаты роликов
Скалодромы, веревочные парки и альпинизм
Бэйс джампинг
Зорбинг
Пейнтбол
Прыжки с парашютом
Гольф и мини-гольф
Рафтинг
Прокат снегоходов
Стендовая стрельба
Рыбалка
Настольный теннис
Большой теннис
Мини-футбол
Волейбол
Красота и здоровье
Салоны красоты и парикмахерские
Креативные стрижки
Дреды
Маникюр
Педикюр
Спа и массаж
Солярий
Стоун терапия
Пилинг
Фиш-терапия или рыбный пилинг
Классический массаж
Тайский массаж
Бани
Русские
Турецкие
Финские
Инфракрасные

Бассейн
Кафе, бар
Покупки
Магазины
Сувениры, подарки
Антикварные
Одежда, обувь
Second hand
Книжные
Продукция handmade
Спортивные
Музыкальные
Настольных игр
Искусство
Фототовары
Цветочные
Электроника и бытовая техника
Зоомагазины
Комиссионные
Мебельные
Детские
Для взрослых
Продуктовые
Алкогольные
Строительные
Товары для дома
Разное
Рынки
Продовольственные
Блошиные
Разное
Торговые центры
Ярмарки
Транспорт
Аэропорты
Порты и речные вокзалы
Железнодорожные вокзалы
Автовокзалы
Такси
Люди и проекты
Развернуть карту
Главная / Путеводитель / Достопримечательности / Места / Мосты / Благовещенский мост (мост Лейтенанта Шмидта)

Благовещенский мост (мост Лейтенанта Шмидта)



Как добраться: пешком от станции метро Василеостровская (20 минут) или от станции метро Адмиралтейская на автобусе 22, 27 или 3 до остановки "Площадь Труда".



Благовещенский мост через Большую Неву соединяет Адмиралтейский район Петербурга (если точнее – Второй Адмиралтейский остров) с Васильевским островом; на левом берегу – площадь Труда на Английской набережной, на правом – площадь Трезини на Университетской набережной.
Длина моста 331 метр, ширина – 37 метров. 
Чугунный арочный мост, состоящий из восьми пролетов.
 
Благовещенский мост – первая в Санкт-Петербурге постоянная переправа через Большую Неву. До этого через многоводную реку переправлялись зимой – по льду, летом – по наплавному временному мосту, который наводили каждый сезон. На Университетской набережной до сих пор сохранились гранитные мостовые опоры самого первого наплавного моста, построенного по приказу князя Меньшикова.  Тот мост носил имя святого Исаака и, разумеется, вел к дворцу Александра Даниловича. 

Идею строительства постоянного моста через Неву обсуждали постоянно начиная с 1750-х годов. Но в XVIII веке это была непосильная инженерная задача. Ее удалось решить только столетие спустя.

Проект моста, который представил тридцатидвухлетний Станислав Кербедз, был высочайше утвержден 15 октября 1842 года. Талантливый инженер и строитель к тому времени уже возвел несколько однопролетных арочных чугунных мостов, и  руководить строительством большой переправы поручили ему.
Кербедзу пришлось делать то, что до него никто не делал. Например, вбивать сваи на дно Невы. Водолазных скафандров тогда еще не было, поэтому работы под водой велись при помощи  воздушных колоколов. «Постройка моста составила особенно трудную задачу, не имевшую еще тогда ни одного примера ни в Европе, ни в Америке вследствие той глубины и быстроты течения, которые представляет Нева», – писал в то время инженер В.Панаев.
 

Имена Петербурга

Станислав Валерианович Кербедз
 
Родился в 1810 году в Ковенской губернии (Ковно сейчас – Каунас). Учился в университете в Вильно (Вильнюс) и в Институте корпуса инженеров путей сообщения, где показал блестящие способности. По окончании остался в институте преподавать – стал помощником профессора курсов построения и прикладной механики. В течение 1838—39 годов изучал зарубежный опыт постройки железных дорог. Отчасти благодаря ему в России появилась первая железная дорога: вопрос о необходимости новых путей сообщения он поставил в докладе по итогам поездки. 
Помимо Благовещенского моста, построенного по его проекту, Кербедз проектировал все мосты для варшавской железной дороги, и впервые применил усовершенствованную систему решетчатых металлических ферм, которую после него стали широко использовать в мире.
Под его руководством  построены железнодорожные пути до Петергофа и Царского села.  Руководил строительством Александровского моста через Вислу в Варшаве. Участвовал в устройстве Петербургского и Кронштадтского портов,  приладожских каналов.
Почетный член Петербургской Академии наук. Умер в Варшаве в возрасте 89 лет.
 
Всякий раз, когда речь заходит о Благовещенском мосте, вспоминают легенду о том, что император Николай I пообещал Кербедзу за каждый построенный пролет повышение в звании; и инженер якобы быстро переделал проект, увеличив количество пролетов. Конечно, это не так. То есть, действительно карьера мостостроителя была весьма стремительной:  Кербедз, начав проект в чине майора Корпуса путей сообщения, вскоре был произведен в чин подполковника, кончил строительство уже полковником, а 21 ноября 1850 года, в день открытия Благовещенского моста, получил звание генерал-майора (растроганный император принародно облобызал мостостроителя). Но количество пролетов со дня утверждения проекта оставалось неизменным.

Грандиозную стройку на Неве у Крюкова канала газеты не оставляли своим вниманием. «Северная Пчела» 16 сентября 1844 года: «Самая постройка моста — дело гигантское. Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительною точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укрепленном сваями грунте»…

В России тогда шли три большие стройки: Петербургско-Московская железная дорога (строилась 13 лет); Исаакиевский собор (40 лет); мост через Неву (строительство растянулось на семь лет) В народе шутили: «мост через Неву мы увидим, но дети наши не увидят; железную дорогу мы не увидим, но дети наши увидят, а Исаакиевский собор ни мы, ни дети наши не увидят...»

К счастью, это пророчество не сбылось. Когда мост построили, чтобы проверить, выдержит ли он многочисленные конные экипажи, на него втаскивали рельсы, предназначенные для Петербургско-Московской железной дороги.

К художественному оформлению моста привлекли лучших художников того времени. Литые чугунные перила  изготовили по рисунку Александра Павловича Брюллова.  
На повторяющемся узоре можно видеть традиционные символы водной стихии: трезубец Нептуна, раковину и два гиппокампа (так назывались в греческой мифологии водные кони из упряжки Нептуна - с рыбьими хвостами и перепончатыми копытами).

Известные ваятели П.К. Клодт и Н.С.Пименов  делали наброски - скульптурные группы, подобные тем, что стоят на опорах Аничкова моста, должны были украсить и Благовещенский. Но, к сожалению, денег на это не выделили – строительство и так безмерно опустошило казну. Может быть, поэтому без декора оставили опоры моста: «благовидность их должна действительно состоять из одной только непоколебимой устойчивости».

Мост на тот момент был рекордсменом Европы – не по общей длине (построенный в 1380 году в Праге Карлов мост, например, имеет длину 520 метров), а по длине пролета. Кроме того, современников восхищал разводной механизм, который менее чем за сорок минут разводил два крыла в горизонтальной плоскости. Переправа считалась  (по крайней мере, в Петербурге) восьмым чудом света:

«Красуйся, Русь, отечество святое! Ты превзошла все древности века! Там было семь чудес, ты создала осьмое, И лучше, краше всех! Сильна была рука, Создавшая нам памятник народный, Тверда была та воля, как гранит, Велевшая создать, построить мост подобный», - писала все та же «Северная Пчела».
 

Легенды Петербурга

Как император простого солдата хоронил
Однажды, проезжая по Благовещенскому мосту, император увидел похоронную процессию: два солдата провожали в последний путь своего товарища, лежащего в грубом, неокрашенном гробу. Император остановил свою карету и послал узнать, кого хоронят. Оказалось, - отставного солдата, который более четверти века служил Богу, Царю и Отечеству и умер в нищете и никому не нужный. Николай I расчувствовался, вышел и отправился вслед за гробом. Вскоре за ним до Смоленского кладбища уже шла многотысячная толпа. А на следующий день весь Петербург обсуждал неординарный поступок монарха, восхищаясь широтой его души.
 
Чугунный мост стал самой популярной достопримечательностью города. Чтобы полюбоваться на него, в столицу приезжали из провинции. Один из современников писал:
«Любимая прогулка теперь — Благовещенский мост, драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Мост прельщает в двойном виде. Днем он кажется прозрачным, будто филиграновый, легкий как волны, а при полночном освещении является громадною массою, спаивающую между собою два города...»

Кроме того, это было единственное место в городе, где тогда разрешалось курить . На всех остальных мостах, которые в большинстве своем были деревянными, равно как и на улицах города, курить было строжайше запрещено из-за опасности пожаров.

На быке у разводного пролета по проекту поставили мраморную часовню, которую освятили в мае 1854 года в честь святого Николая чудотворца. Автор проекта – знаменитый  А. И. Штакеншнейдер, построивший Мариинский дворец на Исаакиевской площади.  Кстати, старый мост с часовней и горизонтальным разводным механизмом можно увидеть в фильме Эйзенштейна «Октябрь» о событиях 1917 года (на этой картинке часовня хорошо видна).


«А из-под Николаевского чугунного моста, как смерть, глядит неласковая Аврорьих башен сталь…» - писал Маяковский: именно за Николаевским (Благовещенским) мостом у Английской набережной стоял крейсер Аврора. Оттуда и был произведен знаменитый выстрел в сторону Зимнего дворца. Об этом событии напоминает памятник на набережной. 
 
Реконструкция 1936 – 1938 годов
Мост Лейтенанта Шмидта был построен качественно. Но – не на века.  К 30-м годам прошлого века стало ясно, что мост морально и физически устарел. Судам, которые стали идти через Неву по Беломоро-Балтийскому и Волго-Балтийскому водным путям,  разводной пролет был узок.  Разводной механизм то и дело заклинивало. Кроме того, обнаружилась деформация устоя на правом берегу.  В первую масштабную реконструкцию (проект архитекторов К. М. Дмитриева, Л. А. Носкова, инженеров Г. П. Передерия и В. И. Крыжановского) укрепили опоры, на 4 метра увеличили ширину моста, перестроили разводной пролет, теперь мост стал разводиться вертикально и в центре.  На месте старого разводного пролета построили новый каменный пролет. Убрали с моста фонари, их использовали на Марсовом поле (стоят там и сейчас). Снесли часовню святого Николая, в которой после революции был склад хозяйственного инвентаря. Старые чугунные арки демонтировали, впоследствии использовав их на Нововолжском мосте в Твери.

Собственно от старого моста остались только деревянные сваи – они были в хорошем состоянии и чугунные литые решетки с конями-рыбами.

Во время той реконструкции использовали электросварку – новый метод соединения стальных конструкций, который уже опробовали при строительстве Володарского моста. А при ремонте мостовых опор применялся шведский способ подводного бетонирования, что так же было новшеством в советском мостостроении.
 
Реконструкция 2006 – 2007 годов
Вопрос о новой реконструкции самой старой питерской переправы остро встал в конце XX века: износ деревянных конструкций приближался к критическому уровню. Из наследия Кербедза решено было оставить только фундаменты опор, сохранившиеся за более чем 150 лет службы в рабочем состоянии. Все остальное пришлось заменить - стальные конструкции, разводной механизм.  На время ремонта рядом возвели мост-дублер, который сразу же стал в народе называться «сыном лейтенанта Шмидта» (его впоследствии будут использовать при реконструкции Дворцового моста).

В итоге переправе вернули облик арочного Благовещенского моста, измененный в ходе предыдущей реконструкции. На разводной пролет установили современный  автоматизированный гидропривод, расширили до 37 метров ширину проезжей части. Кроме того, демонтировали трамвайные рельсы и установили автоматические заградительные барьеры.
Реконструкция стоила городу почти 4 млрд. рублей. 
 

Топонимы Петербурга

Имени Николая или лейтенанта Шмидта?
Мост пережил не только две реконструкции, но и множество переименований. При проектировании переправу называли «Невским мостом». Позже  мост получил свое имя  по названию Благовещенской церкви Конногвардейского полка, находившейся на одноименной площади (современная площадь Труда).  Но всего через пять лет, после смерти императора в 1855 году мост официально стал Николаевским.  После революции, когда активно строили «новый мир», переправе дали имя лейтенанта Шмидта, поднявшего восстание на крейсере «Очаков» и расстрелянного за это. А после последней реконструкции мосту вернули не только первоначальный облик, но и прежнее имя – Благовещенский. 
 
Поделиться Поделиться
Понравилась статья? 1 0
Оставить комментарий
или войдите через: