На площади Новгородского Кремля 8 сентября 1862 года состоялось торжественное открытие одного из интереснейших памятников нашей страны – памятника «Тысячелетие России». Автором проекта в 50-х годах XIX века стал двадцатитрехлетний выпускник Академии художеств Михаил Микешин, выигравший конкурс на возведение памятника. Архитектор отразил в памятнике три принципа эпохи Николая I, составленные графов С.Уваровым: «самодержавие, православие, народность».
По форме памятник копирует «шапку Мономаха» – эмблему самодержавной власти Российской империи. Некоторые исследователи видят в силуэте памятника колокол, который по замыслу автора был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России». Высота памятника — 15,7 метра. Диаметр гранитного пьедестала - 9 метров. Длина горельефного фриза — 27 метров.
Верхняя часть памятника выполнена в форме «державы», которая покрыта затейливым рельефным орнаментом из крестов, символизирующем единение церкви и государства. Державу опоясывает надписью: «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в... лета 1862». У креста стоит коленопреклоненная женская фигура в русском национальном костюме. Эта женщина, по замыслу архитектора, олицетворяет собой Россию.
У основания «державы», по всему ее периметру, расположены «колоссальные» фигуры, символизирующие основные периоды истории Российского государства от Рюрика до Петра I. Всего фигур 17, они объединены в 6 скульптурных групп, олицетворяющих наиболее значимые исторические вехи России. Первую группу «Призвание варягов» «возглавляет» князь Рюрик со щитом, призванный в 862 году на Русь для наведения порядка. Рядом с ним расположен великий киевский князь Владимир, крестивший Русь. Третьим эпохальным событием для России стала Куликовская битва (1380 год), нанесшая критический удар военному господству Орды на Руси. Символом триумфа стала фигура Дмитрия Донского. Четвертую композиционную группу венчает образ Ивана III - объединителя русский земель (1491 год). Начало династии Романовых - тема пятой скульптурной группы. По обе стороны от царя Михаила Федоровича стоят Козьма Минин и князь Пожарский. Именно их усилиями родилось всенародное ополчение, освободившее Москву от польских интервентов. В 1613 году был избран на царство молодой Михаил Романов. На памятнике К. Минин преподносит ему шапку Мономаха и скипетр. Завершает плеяду великих мужей Петр I, великий реформатор и полководец.
Ниже «колоссальных» фигур, на горельефе, расположены 129 различных деятелей науки, литературы, искусства, политики, которые оставили след в истории страны. Они объединены в четыре группы: «Просветители народа» (Кирилл и Мефодий, княгиня Ольга, Нестор Летописец и др.), «Государственные люди» (Владимир Мономах, Иван III, патриарх Филарет, Екатерина II и другие ), «Военные» (М.И.Кутузов, П.С.Нахимов и др.), «Писатели и художники» (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, К.П.Брюллов и др.).
Интересно подметить, что на памятнике нет скульптуры Ивана Грозного. Создатели монумента решили, что его кровавая расправа 1570 года над жителями Новгорода настолько непростительна, что помещать его фигуру на горельеф было бы кощунством.