Главная / События / Выставка / Русский стиль. Стиль жизни и стиль искусства
<< Декабрь, 2024 >>
пн вт ср чт пт сб вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Русский стиль. Стиль жизни и стиль искусства

Светлана Ворошилова / Выставка / c 25 ноября 2011 по 31 декабря 2011 / 1793 / 0
Выставка объединила более 300 экспонатов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, выполненных в «национальной» стилистике: живопись, графику, мебель, костюм, фарфор, стекло, керамику, бытовые предметы XIX–ХХ веков. 

Русский стиль — одно из самых ярких и своеобразных явлений отечественной культуры и искусства XIX–XX веков. Поиски национальной идеи занимали умы наших соотечественников уже с начала ХIХ столетия. Немало способствовал этому рост патриотизма и национального самосознания после победы над наполеоновской Францией в 1812 году. Проблема национальной самобытности стала одной из самых актуальных и для русской художественной культуры. Уже в 1820-1830-х годах в отечественном искусстве начинает формироваться так называемый «русский стиль». В основе этого направления лежит интерес к историческому прошлому России, к русскому искусству допетровской поры, а также внимание к жизни и быту русской деревни и народному творчеству. Пика своей популярности «русский стиль» достиг во второй половине ХIХ – начале ХХ века, однако и ХХ, и в ХХI столетии интерес к нему не угас.

Зародился «русский стиль», в первую очередь, в архитектуре в период заката классицизма и становления эклектики. На выставке в Петропавловской крепости представлена архитектурная графика 1830-1900-х годов, демонстрирующая развитие «национального» направления в русской архитектуре. Это работы К. А. Тона — родоначальника так называемого «русско-византийского» варианта стиля, автора православных храмов в Москве, Петербурге, Царском Селе и Петергофе. Представление о фольклорном направлении русского стиля, использовавшем мотивы народного искусства, дают проекты 1860-1870-х годов архитекторов И. П. Ропета и В. А. Гартмана. Период 1900-х годов, когда на волне модерна в русской архитектуре сформировалось новое национальное направление – «неорусский стиль», представлен работами Н. В. Васильева, С. С. Кричинского, К. В. Маковского и др.

Со временем «русский стиль» проник во все виды искусства и во все сферы повседневной жизни. В «русском стиле» оформляли интерьеры, делали мебель и посуду, шили костюмы. На афишах, рекламных плакатах, театральных программах, меню торжественных обедов, торговых упаковках появлялись стилизованные изображения сказочных расписных теремов, былинных богатырей, красавиц в сарафанах и кокошниках; повсеместно использовались мотивы традиционной деревянной резьбы, кружева и вышивки.

Интерес ко «всему русскому», возникший в обществе, активно поддерживался официальной властью. Примером этому могут служить как распоряжение императора Николая I о строительстве в окрестностях Петергофа «образцовых» русских деревень с традиционными русскими избами и крестьянами, одетыми в «русскую одежду», так и грандиозные костюмированные балы времен императора Николая II, где все гости были одеты в костюмы времен допетровской Руси.

Экспонаты выставки в Петропавловской крепости отражают все этапы и направления русского стиля в отечественном искусстве и воссоздают тот идеализированный образ патриархальной Руси, который сформировался в ХIX-XX веках.

На выставке представлена мебель в «русском стиле»: кресло, изготовленное по рисунку И. П. Ропета, шкаф-буфет в виде крестьянской избы, а также знаменитая серия кресел «Дуга, топор и рукавицы», выполненная по рисункам петербургского мастера В. П. Шутова (все – вторая половина XIX в.). Большой интерес представляют изделия Абрамцевской и Талашкинской мастерских, в частности предметы, изготовленные по рисункам Е. Д. Поленовой и Н. Я.Давыдовой.

Демонстрируется коллекция тиражированной графики, в числе которой произведения знаменитых художников В. М. и А. М. Васнецовых, И. Я. Билибина, В. Д. Поленова. В экспозиции можно увидеть афиши промышленных и кустарных выставок, киноафиши к фильмам «Стенька Разин» и «Царь Иван Васильевич Грозный», календари, рекламные плакаты 1900-1910-х годов и патриотические плакаты периода Первой мировой войны: «Русские воины ждут от нас помощи», «Военный заем». А также коллекцию меню. Внимание привлекают украшенные орнаментами «в русском стиле» меню торжественных обедов и ужинов по случаю коронации Александра III и Николая II, в честь 300-летия Дома Романовых, меню обеда для георгиевских кавалеров (по рисунку В.М.Васнецова), меню ресторана «Медведь» 1912 года (по рисунку И.Я.Билибина).

«Русская стилистика» нашла яркое отражение в изделиях из фарфора, керамики и стекла. На выставке экспонируются изделия Императорского фарфорового завода, Императорского стеклянного завода, завода братьев Корниловых, заводов М.С. Кузнецова, и др. В их числе предметы из «Готического сервиза» Николая I (ИФЗ, 1836-1855); тарелки и чайные пары так называемой «боярской» серии, выпущенной к 300-летию Дома Романовых («Товарищество М. С. Кузнецова», 1913). Одним из самых ярких экспонатов выставки является майоликовое блюдо «Садко», выполненное по рисунку М.А.Врубеля (1899, выпуск 1920-х).

Во второй половине XIX– начале XX века в русском ювелирном искусстве в производстве художественных изделий из серебра возникло целое «национальное» направление. Фабрики и мастерские создавали столовые приборы, чайные и кофейные сервизы, всевозможные декоративные предметы из серебра, в которых копировались и перерабатывались формы и декоративные мотивы, заимствованные из народного и древнерусского искусства. В серебре воспроизводилась старинная русская посуда - братины, стопы, чаши, чарки. Наряду с ювелирными техниками литья и чеканки стали применяться традиционная для допетровского времени скань, эмаль и черневое производство. Образцы серебряной посуды в «русском стиле» широко представлены на выставке: кувшины, стопы, солонки, ковши, чаши, подстаканники, сахарница, икорница. Многие предметы изготовлены известными ювелирными фирмами. В частности, можно увидеть серебряную чашу для пунша, украшенную сердоликом и халцедоном (1905), фирмы К. Г. Фаберже.

Еще одной областью, в которой «русский стиль» пользовался большой популярностью, стал костюм. В 1834 специальным указом Николая I при императорском дворе был утвержден новый покрой женского парадного платья в «русском духе». Наряд дополнялся кокошником с вуалью (для замужних дам) или головной повязкой с вуалью (для девиц). Новый тип парадного платья сохранялся вплоть до 1917 года, меняясь лишь в деталях. Представление о нем дает парадное придворное платье начала ХХ века, изготовленное в петербургской мастерской Е. Т. и А. Т. Ивановых.

Мужской «русский» костюм представлен рубахой-косовороткой (толстовкой) 1900- 1910-х годов. Этот вид мужской рубахи был возрожден в русской армии в годы Крымской войны (1853-1856) - косоворотки малинового цвета с суконным кушаком стали частью униформы солдат и офицеров Стрелкового полка. Во второй половине XIX – начале XX века косоворотки стали популярным видом одежды в среде творческой интеллигенции. По имени писателя Л. Н. Толстого, носившего косоворотку, этот вид рубахи стали называть «толстовкой».
Одним из центральных экспонатов выставки является подлинный костюм великой княгини Марии Павловны для костюмированного бала в Зимнем дворце в феврале 1903 года. На этом грандиозном празднестве все гости, включая императора Николая II с императрицей Александрой Федоровной, были одеты в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича: дамы – в сарафаны и кокошники, а кавалеры – в костюмы стрельцов и сокольничих. В череде привычных вальсов, мазурок, кадрилей исполнялись «русский» танец, хоровод и плясовая. Рядом с костюмом экспонируются фотографии бала. В их числе есть и портрет великой княгини Марии Павловны именно в этом платье.

На выставке демонстрируется множество бытовых утилитарных вещей, в оформлении которых использованы «национальные» мотивы: это самовары, утюги, пресс-папье, чернильницы, пепельницы, шкатулки, коробки, жестяные банки и многое другое.
Поделиться Поделиться
Понравилась статья? 0 0
Оставить комментарий
или войдите через: