В начале XX века, Павел Егорович Щербов, известный путешественник и художник- карикатурист, решил осесть в Гатчине. После нескольких лет скитаний по разным адресам, Щербов смог позволить себе строительство частного дома, который с годами стал известной достопримечательностью Гатчины.
Усадьба для Павла Егоровича была построена по проекту архитектора С.С.Кричинского, известного так же как строителя дома эмира Бухарского и
соборной мечети Петербурга. Здание было выполнено в модном тогда стиле северного модерна, но личность незаурядного хозяина дома нашла свое отражение и в доме Щербова.
План усадьбы П.Е.Щербова
Ксения Куприна так писала о доме Щербова:
"Щербовы построили в Гатчине каменный дом. Дом такой же оригинальный, как и сами его хозяева. В детстве дом этот казался мне средневековым замком. Его окружала большая стена, булыжники для которой собирали сами Щербовы. Крыша и стена были покрыты красной черепицей. Внутри всегда ощущались какой-то очень своеобразный запах и особенная гулкость. Большой холл с оружием, медным огромным камином был как бы сердцем дома. Вокруг камина кованого железа принадлежности. Посередине холла лежала шкура белого медведя. На верхний этаж в мастерскую Павла Егоровича вела широкая лестница. К холлу прилегало несколько маленьких комнат, меблированных на восточный лад: низкие тахты, яркие половики, столики с медными подносами, с разными трубками и кальянами."
В усадьбе Щербова было десять комнат, служебные помещения, вспомогательные постройки. Усадьба была окружена массивной каменой стеной, которая дошла до наших дней лишь частично.
Роскошный дом Щербова сразу привлек множество творческих людей. В них бывали Максим Горький, Федор Шаляпин, Александр Куприн и другие выдающиеся деятели русской культуры Серебряного века.
Усадьба осталась за Щербовым и после революции, несмотря на остро стоявший в ту пору квартирный вопрос, испортивший жизнь многим выдающимся людям. Легенда приписывает это ходатайству Максима Горького. В годы войны особняк занимали немецкие войска, которые украли многие фамильные ценности и предметы обстановки. С 1952 года, после смерти вдовы художника, в усадьбе разместилось 12 коммунальных квартир.
Несмотря на столь утилитарное использование помещения, в Гатчине усадьба продолжала считаться местной достопримечательностью как «Дом Щербова», «Дом художника Щербова».
В 1982 году усадьба П.Е. Щербова была передана в аренду областному Управлению культуры. Затем десять лет там шли реставрационные работы призванные приспособить здание под музей.
С 1992 года, в усадьбе был организован Литературно-мемориальный музей-усадьба художника П.Е. Щербова, работающий там и по сей день. Любопытно, что кроме экспонатов связанных с жизнью и деятельностью владельца дома, в усадьбе можно ознакомится и с краеведческими материалами посвященными Гатчине рубежа XIX-XX вв. Эти коллекции собирались еще с 1967 года. Например, в музее работают выставки «История Гатчины», «Гатчина - колыбель авиации». На ней можно увидеть личные вещи первых русских летчиков и схема гатчинского аэродрома. В разделе «История Гатчины» представлены план Гатчины конца XIX века, предметы городского и крестьянского быта, фотографии архитектурных памятников города.
Площадь дома Щербова составляет 460 кв.м, из которых экспозиция занимает 209 кв.м.
Павел Щербов
Павла Егоровича Щербова можно назвать баловнем судьбы. Сын крупного столичного чиновника он не знал нужды и после окончания гимназии Щербов поступил в Академию Художеств. Там он проучился недолго. Спустя два года контакты с политически неблагонадежными студентами вынудили Павла Егоровича прервать образование. Впрочем, молодой живописец не унывал и даже организовал на своей квартире художественный кружок «Ревущий стан».
В поисках новых впечатлений, Щербов оставил Россию и несколько лет путешествовал по миру. В поисках приключений он объездил Кавказ, Персию, Турцию, Китай, Японию, Африку. В 1888 году вместе со своим другом А.А. Чикиным (тоже художником) Щербов стал первым русским ставшим лагерем у высочайшей вершины Африки – Килиманджаро. Правда, будучи умным человеком, Щербов в гору не пошел…
Собранные в своих путешествиях коллекции, Щербов передал Русскому географическому обществу, за что получил серебряную медаль. Затем, художник поспешно женился но дочери простого украинского священника, чем вызвал гнев своих сиятельных родственников. Оставив последних в дурном расположение духа, молодожены уехали в свадебное путешествие в Японию.
После поездки в страну самураев, Павел Егорович остепенился и осел в Петербурге. С 1896 года он стал сотрудничать с журналом «Шут», где стали появляться его карикатуры под псевдонимом «Old judge» (старый судья). Рисунки и шаржи Щербова был посвящены главным образом людям связанным с искусством. Самое известное произведение художника – карикатура «Базар XX века», на которой изображено более 100 портретов известных скульпторов, художников, коллекционеров, издателей и критиков Санкт-Петербурга, был приобретено Третьяковской галереей.
С 1911 году Павел Егорович Щербов стал работать хранителем Арсенальной галереи, Китайской галереи и интерьеров Арсенального каре в Гатчинском дворце. На посту хранителя он трудился более десяти лет.
Финал жизни путешественника и карикатуриста был вполне мирным. В 1938 году он тихо скончался.