Адрес: СПб, ул. Малая Подьяческая, на участке дома 12 (дом Шаховского не сохранился)
Как добраться от метро: от станций Садовая/Спасская/Сенная Площадь 15 минут по набережной канала Грибоедова.
Неподалёку от знаменитого Львиного моста, на Малой Подьяческой улице, дом 12, находился дом статского советника Петра Клеопина. Этот дом был широко известен в пушкинскую эпоху, потому что в верхнем этаже снимал квартиру князь Александр Александрович Шаховской.
Студия, литературный салон, театральный класс-студия – такие современные определения можно было бы подобрать к тому, что происходило у Шаховского в его квартире «на чердаке».
В один из дней 1818 года у крыльца дома на Подьяческой, 12 остановились два человека – Пушкин и Катенин. Пушкин без поддержки Катенина вряд ли решился бы сюда прийти. Казалось бы совсем недавно, защищая единоверие «арзамассцев», он беспощадно высмеивал «беседчика» Шутовского» (так Пушкин изменил фамилию князя)…
Но прошло время, постепенно сошёл на нет полемический задор спорщиков двух литературных объединений, Шаховской высокого оценил талант Пушкина и восторженно отозвался о «Руслане и Людмиле». Оба – Пушкин и Шаховской – в душе простили друг друга. Шаховской просил Катенина привести к нему Пушкина.
…Катенин сам встретил гостей. Казалось, что князь светится от удовольствия, Его некрасивое рябое лицо с длинным, походящим на клюв ворона носом, расплылось в радушной улыбке.
Шаховской был полон энергии и темперамента. Театральный педагог, актёр, драматург, режиссер, поэт, - так разносторонен был талант Александра Шаховского.
Великий русский актёр П. Каратыгин вспоминает о нём так: «Шаховской такой же фанатик своей профессии, как и Дидло. Так же готов был рвать на себе волосы, воёдя в экстаз, так же плакал от умиления, если его ученики (особенно ученицы) верно передавали его энергические наставления». Но лихо приходилось тем, кто оказывался непонятливым.
«Ты, миленькая, дурища, - кричал он на перепуганную актрису, - уха у тебя нет, где у тебя размер стиха? В прачки тебе идти надо было!..»
Во время этих приступов негодования князь выглядел смешным и нелепым, как комический актёр, исполняющий трагическую роль. Зрители-гости приходили в восторг! Такая репетиция стоила настоящего спектакля! Пушкин в одном из писем писал Катенину: «…один из лучших вечеров моей жизни, помнишь?.. На чердаке князя Шаховского?»
Ещё до возвращения Пушкина из ссылки Шаховской поставил спетакли на темы поэм «Пуслан и Людмила» и «Бахчисарайский фонтан», комедии в стихах «Финн» и «Керим-Гирей, крымский хан», а в 1836 году отважился инсценировать «Пиковую даму» (»Хризомания, или страсть к деньгам»).
Шаховской, талантливый режиссёр и драматург, прекрасно знал законы сцены. Он «умел мастерски воспользоваться не только способностями, но даже недостатками артистов… - писал Пётр Каратыгин, - он умел выкраивать роли по их мерке». Более того, Шаховской обладал редким умением создавать роли для второстепенных героев, обнаружив их скрытые для общего зала способности.
В совершенстве владея искусством композиции спектакля, он строил пьесу, учитывая зрительскую аудиторию, и старался выявить реакцию публики ещё во время репетиции. По словам современника, он «подобно Мольеру, готов был читать своё сочинение безграмотной кухарке». Поэтому и сделал он свою квартиру домашним театром.
Плодовитый и неистощимый комедиограф, Шаховской сочинил не менее ста пьес, в которых играли знаменитые актёры: А. Асенкова, А. Каратыгин, И. Сосницкий и другие.
«- Скажи, пожалуйста, князь, - спрашивали его, - когда ты находишь время сочинять?.. По утрам у тебя должностной народ, перед обедом репетиция, по вечерам всегда общество, и прежде второго часа ты не ложишься…
- Он лунатик, - отвечала жена Шаховского… во сне бредит стихами. Иногда думаешь, что он тебе что-нибудь хочет сказать, а он вскочил да и за перо, перебирать рифмы…»
Разнообразные особенности творчества Шаховского понимал юный Пушкин. Две строчки, посвящённые драматургу в романе «Евгений Онегин» увековечили его имя:
«Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой…»