Как добраться: от Большого Гатчинского дворца пойти налево до Оранжерейного сада посередине которого находится Амфитеатр
Конец XVIII века прошел под знаком моды на все «природное» и «естественное». Аристократы и коронованные особы полюбили коротать время среди ландшафтных английских парков, в окружении романтических «руин» и псевдо-деревенских домиков. В последние десятилетия столетия во многих садово-парковых ансамблях появились амфитеатры, где знать сочетала любовь к природе и уважение к наследию античного мира.
В 1797 году амфитеатр был построен и в Гатчинском парке. Его строителем был талантливый архитектора Н.А. Львов, создатель Приораторского замка и Невских ворот Петропавловской крепости. Творение зодчего представляло собой покрытый дерном кольцевой вал. Высота последнего достигала 3.5 метра, а диаметр – 65 метра. Посередине сооружения находилась круглая арена.
В амфитеатр можно было пройти через симметричные проезды, облицованные пудостским камнем. Два прохода предназначались для всадников, а два - для зрителей. На вершину вала вели восемь каменных лестниц.
Внешне амфитеатр несколько напоминал тогдашние бастионы, поэтому его часто называли Земляная крепость и Крепостное строение.
Следует заметить, что строительство амфитеатра было заброшено после убийства Павла I, поэтому замысел Львова так и не был полностью реализован. Так, земляной вал предлагалось засадить кустарником. Восемь золоченых ваз должны были украшать лестницы, а на арене предполагалось установить плоские чаши-курильницы. От запланированных кованных железных ворот с вензелями Павла I остались только вделанные в стены петли, а пустые пьедесталы напоминают о так и не установленных статуях.
Император Павел I мечтал устраивать в амфитеатре так называемые «карусели» - развлечения, напоминавшие рыцарские турниры. Но история посмеялась над планами владыки, и в 1820-хх в амфитеатре некоторое время проводились петушиные бои.
В 1847-1849 гг. в амфитеатре проводились реставрационные работы, но сооружение серьезно пострадало в годы Великой Отечественной войны. Сегодня творение Львова скорее напоминает живописные руины.