Как добраться: из Петербурга ехать на электричке с Ладожского вокзала до Подпорожья
Верхнесвирская ГЭС - это последняя гидроэлектростанция, предусмотренная планом ГОЭРЛО. Ее предыстория тесно связана с судьбой другой электростанции на Свири – Нижне-Свирской ГЭС. Обе станции были задуманы еще до революции, в 1916 году, но проекты их постройки были реализованы уже при советской власти.
Нижне-Свирская ГЭС была построена первой, в 1926-1933 года. К возведению Верхнесвирской ГЭС по проекту института «Ленгидропроект» строители приступили в 1938 году. Свирь на месте будущей стройки была узкой и порожистой рекой. На месте проходного канала ГЭС располагались жилые дома местных жителей, а на одном из речных островов возвышалась церковь. После начала строительства люди были переселены и в дальнейшем, после постройки дамбы, их старые жилища скрылись под водой.
На первых этапах стройка гидроэлектростанции велась силами НКВД. К работам активно привлекались заключенные. К началу Великой Отечественной войны уже был отрыт котлован под здание ГЭС, и начались бетонные работы. Предполагалась, что первый ток станция даст в 1942 году. Но после начала боевых действий, строители были переброшены на возведение оборонительных укреплений по линии Малая Вишера-Крестцы-Селигер-Осташков. Сама же стройка была оккупирована финнам. Вырытый котлован был затоплен.
Возведение Верхнесвирской ГЭС было возобновлено в 1948 году. Уже в 1951 году заработал первый агрегат станции, а в 1952 году гидроэлектростанция им С.А. Казарова была запущена в промышленную эксплуатацию. Вокруг нее был построен город Подпорожье.
Мощность электростанции составляет 160 Мвт. В год четыре гидротурбины вырабатывают 620 млн. кВт-ч электроэнергии, которая по высоковольтным линиям электропередач передается в объединенную энергосистему Северо-Запада. В 1990-ее годы станция была модернизирована. По плотине станции проходит дорога, связывающая Ленинградскую область с Карелией.
Верхнесвирская ГЭС является интересным местом для посещения. Здесь можно увидеть как туристические и торговые корабли проходят сквозь шлюзы станции, а так же полюбоваться видом на Верхнесвирское водохранилище. Кстати о шлюзах. В 2010-ом году один из теплоходов получил пробоину в результате удара о шлюзовые ворота. Виноватым естественно оказался «стрелочник» - допустивший ошибку вахтенный начальник Верхне-Свирского шлюза.