Адрес: Московская обл., Сергиево-Посадский район, село Абрамцево, ул. Музейная, д. 1.
Телефон: +7 (496) 543-2470, +7 (916) 278-4542
Часы работы: с 10:00 до 18:00 (экспозиции), с 10:00 до 19:30 (парк)(летом); с 10:00 до 16:00 (экспозиции), с 10:00 до 16:30 (парк)(зимой)
Как добраться из Москвы:
Выходные: понедельник, вторник.
Санитарный день: последний четверг месяца.
Стоимость: одна экспозиция – 95(полный)/75(льготный) руб.; две экспозиции – 135/90 руб.; три экспозиции – 175/115 руб.; четыре экспозиции – 215/140 руб.; пять экспозиций – 255/165 руб.; шесть экспозиций - 295/190 руб.; единый билет на семь экспозиций – 295/190 руб.; прогулка по парку – 55/40 руб.; фотосъемка в парке – 60/40 руб.; фотосъемка в экспозициях – 400 руб.
В выходные и праздничные дни усадебный дом посещается только в составе экскурсионных групп. Экскурсионное обслуживание производится за дополнительную плату.
Историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» находится в 57 км к северу от Москвы. Первое упоминание об этой местности относится к XVI веку. Долгие годы усадьба переходила из рук в руки, пока в 1843 году ее не приобрел известный литератор и театральный критик, коллежский советник Сергей Аксаков.
На тот момент поместье представляло собой дворянскую усадьбу средней руки. Но новый владелец был настолько рад покупке, что называл ее «раем земным» и даже посвятил ей стихи:
Вот, наконец, за все терпенье
Судьба вознаградила нас;
Мы, наконец, нашли именье
По вкусу нашему, как раз.
Прекрасно местоположенье:
Гора над быстрою рекой,
Заслонено от глаз селенье
Зеленой рощею густой.
Здесь действительно было все, чего ждал от усадьбы Аксаков: удобный старинный дом, парк, пруд под мельницей с богатой рыбной ловлей, река Вора, в которой можно было купаться, и грибные леса. И еще одно немаловажное достоинство – близость знаменитой лавры, Покровского Хотькова монастыря и городища на месте древнерусского города Радонеж.
Семья Аксаковых проводила в усадьбе каждое лето, а иногда и зимние месяцы. Размещались они в старом одноэтажном доме с мезонином. Впрочем, большую часть времени хозяин проводил вне дома: каждое утро совершал прогулки за «целебной водой» на Глебовский родник, удил рыбу, гулял по еловому лесу, охотился. Чаще всего его сопровождали гости, которых в Абрамцеве всегда было великое множество: к Аксакову и его сыновьям приезжали Ф.И. Тютчев, М.С. Щепкин, И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь. Последний был особенно частым и желанным гостем: его любимую аллею здесь даже стали называть «гоголевской», а росшие по дороге к ручью Яснушка три сосны – «гоголевскими». Именно здесь писатель обдумывал «Мертвые души», а впоследствии читал здесь главы второго тома поэмы.
Со смертью С.Т. Аксакова «артистическая» биография усадьбы не закончилась. Поместье купил Савва Иванович Мамонтов – крупный промышленник и меценат. Усадьба была ему, по сути, не нужна – и далековато от Москвы (по тем временам), и дорого, но Савва Иванович заплатил за Абрамцево 15 тысяч рублей (это значительно больше его реальной стоимости на тот момент) и значительную сумму вложил в ремонт построек. Купив Абрамцево, Мамонтов сохранил планировку усадьбы и устроил мемориальный кабинет С.Т. Аксакова, не поменяв в нем ни одной детали.
В общих чертах сохранилась и обстановка Красной гостиной – той самой комнаты, где Гоголь читал Аксаковым «Мертвые души». Камин здесь украшает экран «Царевич Гвидон», выполненный М.А. Врубелем, а стол покрыт скатертью с вышитыми на ней автографами известных художников. Главное украшение комнаты – огромное полотно В.М. Васнецова, изображающее девушку с кленовой веткой в руке на аллее абрамцевского парка. Героиня картины – Вера Саввична Мамонтова, легендарная серовская «девочка с персиками», но девять лет спустя – в возрасте 21 года.
При Морозове в усадьбе появилось много нового: кухня, водокачка, оранжереи, лечебница, школа со столярной мастерской и «Мастерская» в русском стиле, где хозяин дома занимался скульптурой. Уже в шестидесятые годы прошлого века в «Мастерскую» перенесли врубелевскую майоликовую печь и два камина, и помещение стало филиалом абрамцевского музея с образцами предметов народного искусства. Даже баня при усадьбе интересна: она похожа на древнерусский терем, отчего получила название «баня-теремок».
Наконец, в 1882-м году в усадьбе появилась собственная церковь. Окончательный проект строительства разработал В.М. Васнецов. В здании церкви прослеживаются черты псковско-новгородской школы зодчества, а в декоре – владимиро-суздальские орнаментальные мотивы. Иконы для церкви написали В.Д. Поленов, И.Е. Репин и В.М. Васнецов (последний также расписал клиросы и окна, выполнил эскиз мозаичного пола). Впоследствии здесь будут похоронены все члены семьи Мамонтова и сам хозяин.
Вокруг Мамонтова в Абрамцеве со временем образовалось своего рода творческое объединение, в которое входили художники самых разных направлений. Абрамцево стало одним из крупнейших в России художественных центров, а одновременно – «санаторием для художников», где им были созданы идеальные условия для работы. Здесь они купались, охотились, участвовали в пикниках – но вместе с тем и активно работали.
Так, для И.Е. Репина Мамонтов построил отдельную дачу – «Яшкин дом» - где художник летом жил со всей семьей. «Абрамцевский воздух подталкивает к творчеству», - говаривал Репин и подкреплял слова делом: здесь он сделал сотни рисунков, здесь придумал идею картины «Запорожцы», здесь искал типажи для «Крестного хода в Курской губернии», здесь же закончил работу над «Проводами новобранца» и работал над «Не ждали». Три картины Репина до сих пор хранятся в абрамцевском доме-музее.
Жил в «Яшкином доме» и В.М. Васнецов с семьей. В Абрамцеве увидели свет «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Каменный век» и другие значимые полотна художника. Васнецов также спроектировал крошечный сруб «Избушка на курьих ножках» - маленький изящный домик для детских игр.
М.А. Врубель более десяти лет руководил в Абрамцеве керамической мастерской – в те времена и хозяин дома, и сам Врубель увлекались майоликой. Здесь художник выполнил около сотни вещей, в том числе изразцовую печь, камин в столовой и садовую скамью – керамический «Диван» с изображениями сирен.
Художники интересовались народным творчеством, и в 1885 году в Абрамцеве был открыт первый в России Музей русского народного искусства. Среди экспонатов – прялки, ковши, солонки, вальки, полочки, туеса, карнизы, арки, наличники. Большинство экспонатов по сей день можно увидеть в Абрамцеве.