На Ржевку идут трамвая номер 59 и 64
Жители современного района Ржевка с гордостью ведут историю своей малой родины от знаменитого поручика Ржевского, делая при этом сравнительно небольшую ошибку. Действительно, в XVIII веке Ржевская слобода принадлежала некому капитану В.Ф. Ржевскому, но был ли он острослов и развратник, – история о том умалчивает.
В XIX веке Ржевская слобода стала военным поселением, от которого остались несколько кирпичных домов. Первоначально они являлись конюшнями, а потом были перестроены в казармы стражи Охтинского порохового завода. Местные жители нередко находят около этих построек бубенцы, детали конской упряжи, пуговицы от военных мундиров XIX века.
На конец позапрошлого столетия в Ржевке числилось 519 жителей, проживавших в 58 домах. Их традиционным занятием было производство кулей. Аборигены покупали по всему городу подержанные рогожные кули из под овса, потом разбирали их на «мочалу», из которой делали ткань и плели новый кулек. Готовая продукция сплавлялась скупщикам или хозяевам мясных лавок.
Аракчеевские традиции продолжали витать над Ржевкой и в дальнейшем. В 1871 году здесь была устроена колония для несовершеннолетних преступников. Малолетние «воры» занимались сельским хозяйством, делились на группы и жили в деревянных казармах, под надзором опытных воспитателей. Если верить энциклопедии «Святыни Петербурга» это было первое заведения такого рода в России. В 1875 году колонию посетил Федор Михайлович Достоевский. В дальнейшем общественно-полезное заведение было перенесено в Извару, на территорию бывшего имения Рерихов.
В годы войны, через Ржевку проходила легендарная Дорога Жизни. 29 марта 1942 года, здесь, на станции произошла трагедия. Во время артобстрела немецкий снаряд поразил вагоны со снарядами и горючим. В результате детонации боеприпасов 222 человека получили тяжелые ранения, а 564 человека – легкие ранения. Сегодня, в память об этой катастрофе установлена мемориальная плита. Неподалеку находится и памятный «нулевой» столб Дороги Жизни.
За Ржевским лесопарком располагался аэродром «Ржевка» игравший большую роль для осажденного города. Он был отлично замаскирован – взлетно-посадочную полосу скрывали под деревьями и кустами установленными на специальных поддонах. Их убирали только при взлете и посадке самолета. Всего, через эти воздушные ворота города на Большую землю было эвакуировано более 50 тысячи горожан. В обратном направление, было доставлено 138 тонн почты и более 5000 тонн продовольствия.
Еще одним напоминанием о войне являются триумфальные пилоны, установленные на улице Коммуны в 1952-1953 годах. Монументы были украшены барельефами с портретами Ленина и Сталина. В начале 1960-хх годов, вождя народов с пилонов убрали, в рамках всесоюзной программы по изживанию культа личность, но в 2006 году, после реставрации памятника Иосиф Виссарионович оказался на своем историческом месте…