Как добраться: павильона находится у восточного берега Большого пруда Екатериненского парка Царского Села
Галантный век породил великое множество парковых павильонов и затей для увеселения вырождающейся аристократии. К середине XVIII века до России дошла мода на сооружение у берегов озер и прудов небольших декоративных гротов. В них можно было попить шоколад, глядя на водную гладь, или отдохнуть перед увеселительной лодочной прогулкой.
В 1755 году императрица Елизавета Петровна приказала обер-архитектору Франческо Бартоломео Растрелли возвести на берегу Большого Пруда в Царском Селе павильон-грот. Мастер немедленно принялся за работу, но в 1756 году началась Семилетняя война с Пруссией, из-за чего строительство затянулось в связи с хронической нехваткой в казне средств. Лишь в 1760-ее годы, при новой императрице Екатерине II, павильон Грот был наконец то достроен.
Внешний облик павильона несет неизгладимый отпечаток замысла его архитектора, Франческо Растрелли. Небольшое барочное здание, как и все постройки, выполненные Растрелли в Царскосельском парке, было покрашено в лазурно-голубой цвет. Дабы подчеркнуть «водную» тематику постройки, архитектор украсил окна морскими узорами, фигурками тритонов, дельфинов и ликами Нептуна. Добавим, что первоначально купол Грота был увенчан деревянным резным фонтаном. Первые европейские искусственные гроты отделывались изнутри раковинами, что делало их похожими на настоящие морские пещеры, но к 1750-м годам мода на такие изыски прошла, хотя Растрелли и планировал устроить нечто подобное в Царском Селе.
Екатерина II испытывала к барокко острую неприязнь, и в 1771 году интерьеры Грота были перестроены по проекту Антонио Ринальди. Эти внутренние помещения сохранились в здании и поныне. А спустя еще десять лет окна и двери Грота закрыли металлические решетки с ажурным орнаментом. Екатерина II называла этот павильон Утренним залом и любила уединяться в нем для чтения и вершения судеб Империи. В этом ей помогали расставленные по углам Грота цветы, статуи и бюсты великих людей, создававшие в помещении надлежащую атмосферу.
В XIX веке архитектор А. Ф. Видов построил перед Гротом пристань, которая была полностью разрушена во время Великой Отечественной войны. Лишь в 1971-1972 годах причал был отстроен в граните.
Сегодня в павильоне Грот проходят временные выставки.