Адрес: СПб, пр. Стачек, 20.
Как добраться: от станции метро "Нарвская" на автобусе 2 или 66, троллейбусе 20, доехать до парка 9 января.
Туристы осматривающие шедевры конструктивизма возведенные на рубеже 1920-1930-хх годов в районе проспекта Стачек не могут не заметить роскошную решетку украшающую Парк имени 9 января. Не все знают, что некогда этот шедевр модерна украшал … сад у Зимнего дворца.
Некогда, у западного фасада царской резиденции находилась Разводная площадь. В связи с запланированным строительством Дворцового моста, площадь решено было ликвидировать, а часть ее территории отвести под сквер. Работы по его обустройству были завершены в 1896 году, а спустя два года садик был обнесен кованой решеткой, выполненной по проекту архитектора Романа Мельцера.
Изготавливалась решетка в мастерских Ф.А. Энгельсона в Риге. Все ее звенья ковались вручную. Журнал «Зодчий» писал по этому поводу: «Изготовлением решетки занимались в среднем 200 человек рабочих, и эта работа была исполнена за 15 месяцев. Вся решетка, до мельчайших деталей, выкована исключительно от руки, из лучшего шведского железа; при этой работе не употреблялось ни штампов, ни прессов, ни паровых молотов и т. п. Листья выкованы на мягкой листовой стали толщиною в 1/4 дюйма, а цветы — каждый из одной штуки мягкого железа; государственные гербы и вензеля вычеканены из мягкой стали в 2.5 миллиметра». В 1900 году четыре звена решетки были отправлены на Всемирную выставку в Париже, где они завоевали Гран-при. После выставки звенья были возвращены в Петербург, и монтаж ограды был окончательно завершен.
Монархическое оформление решетки сыграло с ней злую шутку. После февральской революции орлы и вензеля стали объектом нападок толпы. Сперва их просто задрапировали красным полотном, а затем народ вырвал орлов с корнем. К 1920 году решетка в полуразрушенном состояние валялась на Дворцовой набережной Невы, но внезапно ей нашлось применение.
1 мая 1920 года, на месте некогда существовавшего трактира «Старый Ташкент» был разбит Парк 9-января. А в 1924 году бывшую решетку Зимнего дворца по специально проложенным рельсам отвезли на проспект Стачек и установили как ограду нового общественного сада. Таким образом, рабочие Нарвской заставы получили свой «трофей». Проект монтажа решетки задумал архитектор Л.А. Ильин.
В 1990-ее годы начались работы по реставрации решетки, которые продолжаются и по сей день. Восстановительные работы включают в себя и восстановление монархической символики, уничтоженной революцией.