Как добраться: до острова можно доплыть из Приморска в составе организованной группы
Удивительно, но всего в нескольких часах пути от Петербурга лежит труднодоступный и таинственный остров. Там некогда жили пираты, сумрачные гении проводили на острове научные эксперименты, а окрестное морское дно буквально усеяно останками затонувших кораблей. Речь идет об острове Гогланд или Суурсаари.
На русский язык название острова переводится как «Высокая земля». В этом есть доля истины. Гогланд - это огромный утес, возвышающийся над Финским заливом. Длина острова составляет 11 километров, а ширина – 1.5-3 километра. Почти вся поверхность Гогланда покрыта сосновыми и еловыми лесам, в которых спрятались пять красивых горных озер.
В Средние века Гогланд был приютом норманских пиратов. Затем там жили финские контрабандисты. Начиная с 1743 года, по мирному договору, заключенному в Або (Турку), остров стал частью Российской империи. В конце XVIII века шведы попытались оспорить результаты предыдущих русско-шведских войн, и у берегов Гогланда 6 июля 1788 года разыгралось морское сражение. Его результатом стала боевая ничья – шведы и русские потеряли по одному кораблю и разошлись с миром, чтобы сразиться в другом месте.
После этого на долгие годы вокруг Гогланда воцарился мир. Местное финское население, не превышавшее 1000 человек, занималось земледелием, рыбной ловлей, скотоводством и садоводством. По мнению финских историков, аборигены обладали полным набором человеческих достоинств – были отважны, неустрашимы и необычайно любознательны.
Вероятно, любознательность местных жителей привлекла на Гогланд русских ученых. В 1826 году на острове был заложен астрономо-геодезический пункт – точка Z, для измерения дуги меридиана в балтийских провинциях России. Но настоящая научная слава пришла на Гогланд на рубеже XIX и XXвека. Именно здесь Александр Попов проводил свои опыты с радио. Сначала он установил радиосвязь между островами Гогланд и Кутсало, а затем ученный использовал свое открытие на практике. Впервые в истории радиосвязь была применена для спасения севшего на камни броненосца «Генерал-адмирал Апраксин». 23 января 1900 года Попов послал на ледокол «Ермак» информацию о 26 рыбаках, оказавшихся на оторвавшейся льдине. В дальнейшем, сопка, на которой работал ученный, получила его имя, и сегодня на Гогланде находятся сразу три памятника Попову: обелиск, установленный военными в 1954-ом году, монумент от пяти крупнейших радиозаводов СССР, поставленный в 1968-ом году и медная табличка, повешенная современным петербургскими радиолюбителями.
Следует отметить, что катастрофы вокруг Гогланда случались не редко. Дно вокруг острова покрыто острыми скалами, да и сам Гогланд регулярно скрыт туманом. Здесь существует самое настоящие кладбище погибших кораблей, причем самые старые останки принадлежат судам XVIII века.
После Первой Мировой войны Гогланд вошел в состав Финляндии. Несмотря на то, что по договору от 1920-ого года остров был демилитаризирован, советское правительство желало взять Гогланд под свой контроль. Здесь предполагалось разместить оборонительные сооружения для защиты морских подступов к Ленинграду. Финским властям неоднократно предлагалось провести переговоры об обмене территориями для присоединения Гогланда к СССР, но правительство в Хельсинки раз за разом отклоняло эти инициативы.
Зимняя война дала возможность взять силой то, что не удалось получить дипломатическим путем. 30 ноября 1939-ого года корабли и самолеты Балтийского флота выпустили по Гогланду 4425 снарядов и 2110 бомб. Но к моменту высадки десанта, финнов на острове уже не было. В качестве трофеев моряки забрали два катера и 30 старых винтовок.
По мирному договору с Финляндией Гогланд стал советской территорией. Как и планировалось, здесь был устроен сектор береговой обороны Кронштадтской военно-морской базы. Сначала на острове находились три артиллерийские батареи, но с начала Великой Отечественной войны их число было увеличено до шести. Гогланд стал использоваться как место стоянки кораблей и база катеров. Во время эвакуации Таллинна в августе 1941 года, Гогланд неоднократно подвергался авиаударам с воздуха, поскольку на острове нашли временный приют множество вывезенных беженцев.
Осенью 1941 года советское командование приняло решение эвакуировать острова Гогланд и Большой Тютес. Вывод войск продолжался до декабря. За короткий срок с Гогланда было вывезено около 3500 солдат и матросов.
Опустевший остров заняли финские войска, которые сохраняли контроль над Гогландом до самого 1944 года, когда между СССР и Финляндией были прекращены боевые действия.
После войны до начала 1960-хх годов на Гогланде находились береговые батареи и радарные станции. Именно служившие здесь расчеты ПВО «прославились» тем, что в 1987 году пропустили самолет Мартина Руста.
Что же может увидеть путешественник, прибывший на Гогланд сегодня? Во-первых, остров - это огромный музей фортификации под открытым небом. Здесь прекрасно сохранились выдолбленные в скалах окопы, блиндажи и доты. По всему Гогланду ржавеет брошенная военная техника, некоторые экземпляры которой относятся ко Второй мировой войне.
В 2004 году островитяне получили еще одну достопримечательность. Во время шторма на скалы у Гогланда был выброшен научно-исследовательский корабль «Леонид Демин». Этот корабль науки был продан на металлолом латвийской фирме, но во время буксировки из Кронштадта в Ригу судно оторвалось от буксира и врезалось в берег. Так оно и стоит там по сей день. Останки корабля доступны для посещения тем, кто не боится волн прибоя и подъема на высокий ржавый борт судна. Каюты и интерьеры «Леонида Демина» остались без изменений с момента крушения.
Конечно, не стоит забывать и о природных красотах Гогланда – сосновые леса, озера, фантастические виды на Финский залив, все это не слишком испоганено рукою человека из-за труднодоступности острова. Ведь и по сей день на Гогланд нет регулярного пассажирского сообщения. Приехать сюда можно только в составе организованных групп после получения разрешения от пограничников. Впрочем, Гогланд нельзя назвать совсем диким и необитаемым местом. Здесь уже есть туристический центр, принимающий российских и финских туристов. А постоянный состав нынешних островитян состоит из служащих отеля, пограничников и смотрителей двух местных маяков - людей с тягой к отшельнической жизни.
Тел.: 8 9650880860
Тел.: 8 9818965555
Тел.: 8 8124395496
Ведущий авто: Т379ХН 178
ВЕДУЩИЙ: ПУХОВ АЛЕКСАНДР ОЛЕГОВИЧ