До Охты можно доехать на 7-ом, 10-ом и 23-ем трамваях до остановки "Малая Охта"
Район Охты прежде всего ассоциируется с предысторией Петербурга. Именно здесь находились легендарные крепости Ниеншанц, Ландскорона и Невское Устье. Более того, раскопки 2006 года обнаружили здесь поселение древнего человека, возраст которого достигал 5000 лет.
Если говорить о временах не столь отдаленных, то после разгрома Ниеншанца, освоение и заселение Охты началось только после 1715 года. Сперва, здесь были построены пороховые заводы, потом сюда перенесли с Васильевского острова ветряные мельницы, а в 1720-хх годах был издан указ о расселение на Охте переселенных семей из Вологодской, Архангельской и Ярославской губерний.
Невольные мигранты были главным образом плотниками. Они работали на Партикулярной верфи, а так же подрабатывали изготовлением мебели.
Еще в конце XIX века «Охта представляла собой отдельный мирок столяров, токарей, резчиков по дереву, позолотчиков и других рабочих, у которых и хозяин и рабочий не отделяются резко друг от друга: тот и другой работает с утра до вечера, тот и другой имеют почти одинаковый образовательный ценз – едва грамотны, тот и другой не требовательны к удобствам жизни и довольствуются одинаковыми развлечениями – ходят в один и тот же трактир».
Впрочем, куда большую известность завоевали не Охтинские мастера по дереву, а их жены. Образ «Охтинской молочницы» прочно закрепился в городском фольклоре. Одеты они были весьма любопытно – в их наряде смешивался русский и голландский народные костюмы. Дело в том, что на Охте некоторое время жили семьи голландских корабельных мастеров. Молоком они торговали на так называемой Горушке – главном молочном рынке Охты.
Долгое время, Охта находилась как бы на отшибе Петербурга, и главной проблемой района была связь с центром города. Попасть туда можно было только проделав целое путешествие до Литейного моста, поэтому охтинцы переправлялись через Неву на яликах или на пароходах компании Якова Щитова. Ялики как правило были перегружены, а их владельцы грубы до невозможности «Этот перевоз для простых, а кто ежели из бар да утонуть биться, так пусть тот на следующий перевоз у церкви Св. Духа идет».
Корабли компании Щитова были ненамного лучше. Якова Петровича в народе называли «охтинским кулаком», но если сегодня понятие «кулак» ассоциируется с крепким и эффективным хозяином, кормильцем земли русской, то в начале XX века этот термин скорее подразумевал удачного рвача и спекулянта. Дешевые и ненадежные корабли Щитова были укомплектованы командами из случайных людей. О скупости Щитова ходили легенды. Так пожертвовав однажды 500 рублей на благотворительность, Щитов сразу же отменил бесплатный проезд для солдат и поднял плату за проезд на копейку. Все это закончилось плохо. 7 апреля 1907 года принадлежавший Щитову пароход «Архангельск» затонул со всеми пассажирами.
Ситуация изменилась к лучшему лишь после постройки в 1911 году моста Петра Великого, который связал Охту с остальным городом. Но и после этого, особый уклад Охты сохранился на долгие годы. Путеводитель по Ленинграду за 1931 год писал: «Мелкобуржуазный состав населения определил больший по сравнению с другими районами города консерватизм охтян. Здесь сохранились старые обряды и народные обычаи. Среди охтян было немало раскольников. Охта давала так же приют сектантам, юродивым, гадалкам, старцам и «богородицам», которые свили себе на окраине прочное гнездо».
Впрочем, сегодня и на Охте можно заметить, некоторые признаки цивилизации. Для петербуржцев начала XXI века Охта памятна главным образом неудачной попыткой построить здесь резиденцию Газпрома – «Охта-центр».
А откуда пришло само название «Охта»? По одному преданию именно так Петр I грозил Ниеншанцу, приговаривая «Ох, та сторона». По другой версии, в название отражается качество дорог на Охте, проезжая по которым путники неизбежно приговаривали «Ох ты, ах ты!» Наконец, петербургские ученные утверждают, что слово «Охта» имеет эстонское происхождение и означает «медведь», или финское происхождение, со смыслом «река текущая на Запад».