Доехать до станции метро "Нарвская"
«За далекую Нарвской заставой парень идет молодой…» гласит популярная народная песня. Действительно, сто лет тому назад, Нарвская застава считалась дальними петербургскими выселками.
В XVIII-XIX веках Петербург окружали заставы, где у путешественников спрашивали подорожную. Одна такая застава находилась на Фонтанке у Калинкина моста, потом ее перенесли на Обводный канал, а потом – еще дальше, к Нарвским триумфальным воротам. Так и появилась понятие «Нарвская застава».
От Нарвских ворот начиналась великолепная Петергофская дорога, напоминавшая современникам путь от Парижа до Версаля. По обоим сторонам этого пути стояли усадьбы знати и деревни, население которых, вовсю зарабатывало на богатых путниках. До середины XIX века, местность вокруг Нарвских ворот отличалась живописной природой и невысокой, дачной, застройкой.
Ситуация стала меняться с середины XIX века. Вдоль Обводного канала выросли корпуса заводов, около которых строились многоквартирные дома для небогатых жильцов. Стали строится заводы и вдоль Петергофской дороги – Казенный чугунолитейный завод (Путиловский), Екатерингофская мануфактура, Тентелевский химический завод и другие. Так за Нарвской заставой стал складываться рабочий район.
Путеводитель по Петербургу второй половины XIX века так писал об этих местах: «От Нарвских ворот, до Автово дачи стоят густо одна около другой, все деревянные, ветхие полуразвалившиеся, заселена эта часть главным образом рабочими. Окружающие огороды, если не смотреть на зелень овощей, представляют собой сплошную площадь навоза, в котором тонут и жилища огородников. В самом деле, и дворы, и помойные ямы грязны донельзя, об отхожих местах и говорить нечего».
Из приведенного выше описания следует, что Нарвская застава была краем не только рабочих, но и огородников. Об этом до сих пор напоминает название Огродного переулка. Заправлял «огородным бизнесом» Авраамий Ушаков, владевший огромной плантацией с оранжереями, где выращивались не только овощи, но и цветы, а так же, экзотические фрукты. Отметим, что Ушаков прославился и как благотворитель. На его средства была построена Земская школа и Земская больница. Здание последней, сохранилось и по сей день, это больница имени Зои Космодемьянской.
Нарвская застава славилась своей неустроенностью. Ведь речь шла не о парадном центре Петербурга и власти смотрели сквозь пальцы на состояние рабочих кварталов. Еще в 1903 году городская пресса писала, что «В тщетном ожидание, когда уездное земство устроит здесь водопровод с невской или вообще с какой-либо чистой водой, аборигены нашей окраины вынуждены пользоваться « болдыревским водопроводом», берущим воду из Черной речки в Волынкиной деревне». По мнению санитарный врачей качество воды «болдыревского водопровода» было отвратительным, что служило распространению заразных болезней.
В 1880-х годах от Нарвских ворот до Путиловского завода была проложена линия конки. Чтобы проложить за Нарвской заставой трамвайную линию, пришлось ждать еще почти 30 лет, когда началось строительство Ораниенбаумской электрической железной дороги.
Как известно, Нарвская застава была одним из центров революционного движения в Петербурге в начале XX века. Именно у Нарвских ворот, 9 января 1905 года была расстреляна демонстрация рабочих под предводительством попа Гапона, идущая к Зимнему дворцу.
Естественно, что после революции 1917 года, большевики стали уделять повышенное внимание благоустройству мест, где жил их «электорат».
В 1924 году, архитектор Л.А. Ильин разработал проект реконструкции Нарвского района. По его плану, центр новой Нарвской заставы должен был формироваться между двух площадей, соединенных между собой улицей.
Результатом реализации этих планов стало превращения района Нарвской заставы в своеобразный заповедник конструктивизма. Здесь был построен ДК им. Горького, первое крупное сооружение постреволюционного Ленинграда. В стиле конструктивизма были застроены Тракторная и Турбинная улицы, возведены здания Кировского райсовета, Дом технической учебы и многие другие объекты, превратившие окрестности Нарвских ворот в настоящий архитектурный музей под открытым небом.