Как добраться: в рамках экскурсии, по договоренности
Толбухинский маяк относится к старейшим маякам России. Так же это первый каменный маяк нашей страны. Еще в 1718 году Петр I приказал вице-адмиралу Корнелию Крюйсу «….сделать холм каменный с фонарем на косе Котлинской». Своею рукой царь набросал эскиз маяка, с примечанием «протчее дается на волю архитектору».
В августе 1719 года строительство «каменного холма» было завершено. Работами руководил английский офицер на русской службе капитан 1-ого ранга Эдвард Лейн. Следует отметить, что само здание маяка было деревянным. Первоначально маяк назывался «Котлинским» и лишь в 1736 году он получил свое нынешнее название – маяк «Толбухин». Федот Семенович Толбухин во время Северной войны был начальником гарнизона Кронштадта и первым комендантом города.
На первом Толбухинском маяке горел свечной фонарь. Затем он был заменен конопляным светильником, но в северных широтах и в туманную погоду отбрасываемый маяком свет был почти невидим для моряков. Серьезные сложности возникали и со строительством каменного здания маяка. Стоя по пояс в холодной воде Финского залива, рабочие с трудом смогли возвести каменный фундамент для сооружения. Само же тело маяка осталось деревянным до начала XIX века.
Учреждение императором Александром I «Положения о содержание маяков и штате маячной команды» дало стимул для строения каменных маяков в России. В 1810-ом году «Толбухин» наконец-то был выложен в камне по проекту Леонтия Васильевича Спафарьева, занимавшего пост директора маяков. На его вершине был установлен двенадцатигранный с серебряными отражателями и сорока масляными лампадами фонарь. В 1830-хх годах был расширен прилегающий к маяку караульный дом, что позволило башне функционировать и в штормовую погоду.
Маяк Толбухин вызывал восхищение у современников. Декабрист Н. Бестужев даже посвятил целый рассказ своему путешествию на это передовое для своего времени техническое сооружение:
«Я всхожу на высокую башню {Во 100 футов каменная башня,}, девяносто пять ступеней возводят к пространному фонарю. Шесть шагов поперечника и шесть шагов высоты образуют его пространство. На средине утвержден железный постав, обращающийся с двумя кругами, носящими двадцать четыре лампы, в стальных, же реверберах утвержденные. Частые стекла окружают фонарь сей и пропускают спасительный свет лампад, увеличенный вогнутыми параболическими зеркалами…
Выхожу на окружающий помост, на коем сторож во время ночи бдит орлиным оком для подания помощи несчастному пловцу, ежели судьба или неосторожность приведет его к подводным камням, маяк окружающим. Вечер темнеет, дождь перестал, но буря усилилась; ее порывы и протяжный рев волн подобятся отдаленному грому, кажется, башня колеблется в основании; море расстилается серою пеленою, и быстро бегущие облака, то сдвигаясь, то разрываясь, обещают продолжительную бурю.
Кругом море; Ораниенбаумский и Систербецкий берега синеют и желтеют попеременно, освещаемые прерывно красными лучами солнца, четыре корабля на белых парусах летят в отдаленные страны, оживляясь надеждою корысти. Как малы кажутся они! Каждая волна готова поглотить их! Как мал островок, на коем поставлена башня! Кажется, она не имеет основания! Волны бьются;- плещут;- взбегают по отлогости до самой башни и с ревом скатываются назад.»
Работы по расширению и совершенствованию маяка Толбухин продолжались всю его историю. В 1860-хх годах для него был приобретен диоптрический аппарат. В XX-ом веке остров, на котором была возведена башня, был укреплен бетонными плитами, и к маяку был построен причал.
Сегодня огонь маяка Толбухин виден на 19 морских миль. На его траверзе начинается Большой Кронштадтский рейд.