На Комендантский аэродром можно проехать через станцию метро "Пионерская" или "Комендантский проспект"
Комендантский аэродром… - а о каком «коменданте» идет речь? Любопытно, что ответ на этот вопрос своими корнями уходит еще в петровскую эпоху. Именно первый Российский император пожаловал здешние земли в пользование комендантам Петропавловской крепости. С тех времен и пошло название «Комендантская дача», «Комендантское поле», а потом и «Комендантский аэродром».
Поскольку коменданты Петропавловской крепости не имели права отлучаться из своей цитадели, на протяжении десятилетий Комендантским полем никто не занимался. Это были глухие городские задворки, недаром сюда поехал на свою последнюю дуэль А.С. Пушкин. Единственной окрестной постройкой была Комендантская дача, которая почти все время пустовала.
Лишь в начале XX века Комендантское поле внезапно оказалось на первых полосах газет. Дело в том, что в 1908 году в Петербурге возник Императорский Всероссийский аэроклуб. Свои первые полеты его летчики совершали с Коломяжского (Удельного) ипподрома, но вскоре выяснилось, что скаковое поле не очень удобное место для взлета и посадки самолетов. В качестве альтернативы, были рассмотрены самые разные варианты, и в конце-концов, в 1909 году, летчики остановились на Комендантском поле, которое виделось как «чрезвычайно удобное по своей величине и близости к Петербургу». В 1912 году был подписан договор, по которому Всероссийский аэроклуб брал в аренду территорию Комендантского поля у коменданта Петропавловской крепости за 13 тысяч рублей в год.
В кратчайшее время Комендантское поле было превращено в Комендантский аэродром. Здесь был устроены трибуны для зрителей, ангары для самолетов, подъездные дороги. Первые полеты состоялись здесь в 1910 году, при огромном стечение публики. Даже премьер-министр Столыпин, председатель государственной думы Гучков и военный министр Сухомлинов, почтили своим присутствием открытие Комендантского аэродрома.
Завоевание неба стоило много пота и крови. В 1910-1911 годах на Комендантском аэродроме разбились сразу три пилота: Лев Мациевич, Ф.Флежьер и Владимир Смит. Памятник на месте гибели Мациевича до сих пор стоит в сквере между 11 и 13-ым домами по Аэродромной улице.
В дальнейшем, Комендантский аэродром играл важную роль в жизни города. Отсюда было впервые налажено регулярное авиапочтовое сообщение с Москвой. Здесь испытывались новые модели самолетов, среди которых были легендарные «Илья Муромец» и «Русский Витязь». В дни блокады, на Комендантский аэродром приземлялись транспортные самолеты, привозившие продовольствие и вывозившие жителей блокадного Ленинграда.
Полеты с Комендантского аэродрома продолжались до 1963 году. Затем на последующие десять лет, огромная территория взлетного поля и служебных построек была заброшена. А в начале 1970-хх годов Комендантский аэродром стал районом массовой застройки.
Главным образом здесь строились так называемые «дома-корабли» польского проекта. В условиях ленинградского климата они оказались не слишком удачными, да и эстетической точки зрения «подарок из Польши» оставляет желать лучшего.
Строительный бум продолжает на Комендантском аэродроме и поныне. Сегодня это один из самых оживленных и быстро растущих спальных районов Петербурга.