Серое небо, гранитные перепеты, безутешное тело скрывающиеся в волнах – так старые петербуржцы воспринимают Зимнюю канавку, одно из самых грустных и романтичных мест нашего города.
"Зимняя канавка" Яхнин Р.М. Гравюра к повести А.С.Пушкина Арап Петра Великого
Зимняя канавка это канал между Мойкой и Невой, прорытый в 1718-1719 гг. Строительными работами руководил известный в то время подрядчик Василий Озеров. На берегу канала располагался Зимний дворец Петра I, что позволяло царю спускаться к лодке прямо от порога своего дома. По мнению краеведа С. Измозика, первоначально канал назывался Почтовым, так как по соседству, на месте нынешнего
Мраморного дворца располагался Почтовый двор. Потом канал стали называть Старым Дворцовым, Зимнедворцовым, Зимним… А за правым берегом канала закрепилось название «Почтовая улица». Лишь в 1828 году сочетание «Зимняя канавка» окончательно закрепилось в лексиконе горожан.
Зимняя канавка это один из самых коротких, самых старых и самых благоустроенных каналов Петербурга. Его длина составляет всего 228 метров. Сразу же после прорытия канала через него были переброшены два разводных моста – 1-ый Зимний и Эрмитажный (Зимнедворцовый). Их изображения и сегодня можно найти на гравюрах Петербурга петровского времени.
Зимняя канавка и Эрмитажный мостик. Рисунок Ноя Троцкого. 1934 г.
В 1766 году Эрмитажный мост был перестроен и облицован гранитом, став таким образом первым каменным мостом Петербурга. Через 16 лет гранитное убранство получили и берега Зимней канавки, а так же 1-ый Зимний мост. Последний любопытен тем, что простоял до наших дней без существенных переделок. Есть на Зимней канавке и третий мост, самый молодой. 2-ой Эрмитажный мост был построен в 1960 году, чтобы дать возможность людям быстро покидать Дворцовую площадь по окончанию демонстраций 1 мая и 7 ноября. Новая переправа отлично вписалась в облик города и сегодня немногие знают, что этому мосту лишь недавно минуло полвека.
Формирование классического облика канала было завершено после постройки архитектором Джакомо Кварнеги моста-арки соединившей Большой Эрмитаж и здание эрмитажного театра. Легенда гласит, что враги и завистники стремясь оклеветать зодчего, распустили слухи, что арка непрочна и может рухнуть в любой момент. Тогда императрица Екатерина II распорядилась устроить в галерее грандиозный пир. Арка успешно выдержала тяжесть пирующих и «доброжелатели» были посрамлены. Впрочем, скорее всего эта история миф, а саму арку и пролегающую по ней галерею, возможно, строил не Дж. Кварнеги, а Ю. Фельтон.
Со второй половины XIX века Зимняя канавка приобрела мрачно-романтическую славу. В 1868 году в ее воды с Эрмитажного моста бросилась некая Юлия Перова, жертва несчастной любви. Эта история вдохновила П.И. Чайковского на сцену самоубийства преследуемой безумным Германом Лизы, в третьем действии оперы Чайковского «Пиковая дама». С тех пор, если верить поклонникам петербургской мифологии, трупы несчастных любовников из Зимней канавки просто не успевают вылавливать. А Эрмитажный мост получил неофицальное название – «Мост Лизы».
В годы Первой русской революции, Зимняя канавка на некоторое время как и при Петре I стала использоваться для перевозки VIP-особ. На нее из своей квартиры в Зимнем дворце выходил премьер-министр П.А. Столыпин, чтобы сесть в катер, который доставлял его на миноносец стоящий на Неве. Дальше сановник плыл в Петергоф, для доклада царю. Только так власти могли обеспечить в те смутные годы безопасное передвижение первого слуги императора.
Сегодня же Зимняя канавка используется исключительно для прохода туристических катеров, которые неспешным караваном проходят мимо стен Эрмитажа, проплывают под тремя мостами и выходят на простор Невы.