Сегодня это здание выглядит заброшенным и его обшарпанный вид контрастирует с подкрашенными фасадами зданий по набережной Фонтанки. Но еще два десятилетия тому назад в Доме Лениздата или в «Доме печати» кипела жизнь, это был ленинградский «Флинт-стрит».
Участок между
Малым театром и Площадью Ломоносова долгое время пустовал, пока в 1876-1878 года архитектор Л.Ф. Фонтан не поострили там приют и школу графа А. С. Апраксина с церковью Воскресения Христова в «русском стиле». Работы были завершены в 1884-1887 годах. Пятиглавая церковь будто бы вырастала из массива здания приюта. Изнутри церковь Воскресения была облицована мрамором и орнаментированы изразцами, стены украшали мозаичные иконы, в оконные рамы были вставлены витражи.
Храм Воскресения на Фонтанке в начале XX века
Здание церкви и приюта простояли на Фонтанке до 1930-хх годов, а потом были снесены. Это разумеется не прошло даром. Современники вспоминали, что в 1970-ее годы, во дворе Дома печати, на месте бывшей паперти церкви Воскресения на асфальте регулярно проступало большое кровавое пятно, которое каждое утро рабочие стирали водой из шланга. Лишь в 1990-ее году, когда Лениздат приказал долго жить, а здание перешло в руки богоугодного бизнеса, красное пятно перестало смущать обитателей дома на набережной Фонтанки.
Печальная судьба постигла и некоторые соседние здания. В 1950-ее годы был снесен построенный в 1882–1884 годах в стиле эклектики рынок Линевича. Все это делалось для расчистки места под новую постройку, дом ленинградской прессы.
Здание Ленииздата было построено в 1964-м году по проекту архитекторов В.Ф. Хрущёва и С.Н. Неймарка. Виктор Федорович Хрущёв - один из самых ярких представителей промышленной архитектуры не только в СССР, но и в мире. По его проектом строились здания в Югославии, Иране и Индии, а в Ленинграде он известен по зданию Обуховского домостроительного комбината, производственного комплекса на Бухарестской, спортивного комплекса на Малой Посадской. Хрущев считал, что:
«Они вливают в них (исторические районы — В. И.) современный темп жизни, преображают быт целой округи. Промышленное предприятие формирует ландшафт, даёт городам то своеобразие, масштаб и силуэт, на отсутствие которых так часто сетуют градостроители».
Задача перед архитекторами стояла поистине незаурядная: не только построить огромный комплекс, включающий и издательство, и редакции большинства ленинградских газет, и даже типографию, но и вписать это здание в ландшафт. А это, с одной стороны - россиевский ансамбль площади Ломоносова, с другой - великолепное здание БДТ, а напротив - монументальные здания Главного казначейства, Ссудной кассы и Городской сберегательной кассы.
Архитекторы сознательно отказались от конкуренции с великим Росси. Главный фасад Лениздата не бросается в глаза, не претендует на место архитектурной доминанты и не отвлекает внимание: это простое, сугубо функциональное здание. Зато внутренняя планировка была тщательно продумана: огромные окна-витрины, широкие коридоры, уютный буфет, библиотека и просторные холлы, где авторы с рукописями на коленях могли спокойно ожидать редакторов. Типографские цеха на верхних этажах соединялись с редакциями удобными лестницами, лифтами и переходами. А благодаря огромным окнам в редакциях Лениздата было светло даже в сумрачную погоду.
Фасад Лениздата в 1980-ее годы
До начала 1990-хх годов в Доме Печати базировались редакции всех ведущих ленинградских газет, от официозной «Ленинградской правды», до детского еженедельника «Ленинские искры». Это создавало особую корпоративную атмосферу, позволяло журналистам разных изданий неформально общаться друг с другом за чашкой кофе в буфете. Но после Перестройки в городском газетном деле наступил период упадка и издательства стали покидать свой отчий дом. Сперва, уехали газеты «Невское время и «Час пик». Потом по другим адресам разъехались прочие СМИ. В 2007 году «Лениздат» продал свое помещение компании «Стройинвест».
Сегодня в здание Дома печати находится и офисы, и рестораны. Судьба исторического дома, памятника архитектуры советской эпохи остается открытой.
Снести !