Адрес: СПб, Каменноостровский пр., д. 1-3
Как добраться от метро: дом Лидваля находится напротив выхода из станции Горьковская.
Годы постройки: 1898-1904
Архитекторы: Лидваль Ф. И.
Знаменитый доходный дом Фёдора Лидваля, расположенный в самом начале Каменноостровского проспекта под номером 1, действительно является непревзойдённым образцом архитектуры модерна. Этот дом номер один не только по адресу, но и по праву своеобразного манифеста северному модерну.
«Наш северный модерн, наш серый, моложавый,
Ампиру не в пример, обойдён громкой славой», - писал А. Кушнер.
Участок земли под дом между нынешними Каменносторовским проспектом и Малой Посадской улицей был приобретён матерью Фёдора Ивановича Лидваля, Идой Амалией. Ида Амалия к моменту данного приобретения овдовела. Являясь матерью восьмерых детей, овдовев (глава семейства – Юхан Лидваль – был известным петербургским портным.), она, конечно, думала о выгодном вложении средств.
Ида Амалия совершила покупку земельного участка не спроста, а по совету своего третьего по счёту сына Фёдора: выпускника архитектурного факультета петербургской Академии художеств.
Матушка зодчего не прогадала. Цена участка постоянно повышалась как в градостроительном, денежном отношении после начала в 1897 году строительства Троицкого моста, соединившего Петербургскую сторону с центральными районами города. Тогда же началась кардинальная перестройка домов по Каменностровскому проспекту.
Строительство нового дома мать поручила своему талантливому отпрыску. К 1904 году на многоугольном участке был построен дом, который вошёл в историю русской архитектуры как подлинная энциклопедия декоративных и пластических приёмов.
Первая крупная постройка Фёдора Лидваля представляет собой жилой комплекс сложной конфигурации. Его главная часть, состоявшая из трёх корпусов, ориентирована на проспект. Боковые разной высоты корпуса образуют глубокий двор правильных пропорций (курдонер) с газонами и цветниками, который связывает центральный заглублённый корпус с проспектом. В то же время внутри двора сохраняется свой внутренний мир, отделённый от магистрали строгой, тонкой прорисовки металлической решёткой, укреплённой на столбах красного финского гранита.
Несмотря на согласованное расположение корпусов и строгую симметрию в композиции фасада центрального флигеля, дом в целом выглядит живописно, его облик поэтичен. Фасады оживлены еле заметной «криволинейностью» карнизов и завершений окон, изысканностью цветовой гаммы и воздушной лёгкостью орнаментов.
Своеобразный ритм окон, их размеры и сочетания с простенками, ритмическая линия балконов и эркеров связаны с планировкой квартир, продиктованной разнообразным назначением помещений.
Согласно преданиям, а решётчатые окна дома в момент постройки были вставлены стёкла с алмазной гранью АО краям (фасетом). Освещаемый солнцем, фасет переливался всеми цветами радуги, что ещё больше усиливало впечатление от фасадов.
Каменные порталы подъездов декорированы многочисленными резными барельефами с сюжетами из лесной жизни. Здесь есть и изображения затаившегося волка, и играющих зайцев, и сокола и даже ушастого филина – своеобразного атрибута зданий в стиле северный модерн. Между переплетёнными корнями деревьев крадутся ящерицы, а в тени папоротников растут мухоморы и сморчки.
Орнамент на темы растительного и животного мира на стенах здания выполнен из тальк-хлорита. Его дополняет орнамент кованых решёток балконов, где цветут подсолнухи, а в паутине, как будто в ожидании жертвы, замер огромный паук.
Северное крыло дома являлось, по сути, особняком. Здесь проживала до своей кончины в 1915 году мать архитектора Ида Амалия вместе со всей семьёй. На первом этаже размещалось проектное бюро Ф.И.Лидваля, о чём свидетельствует на решётке балкона первого этажа кованая буква «L» (первая буква в фамилии Lidvall).
Фёдор Иванович Лидваль – коренной петербуржец. Тем не менее он и все его родственники сохраняли шведское подданство. Чтобы не потерять его, Лидваль в 1896 году, будучи студентом академии художеств, отбыл воинскую повинность в шведской королевской лейб-гвардии.
Возможно, это обстоятельство спасло ему жизнь после октября 1917 года. Отсутствие строительства в постреволюционной России, тоска по семье стали причиной отъезда летом 1918 года Лидваля в Швецию. Фёдор Иванович уже не вернулся в Россию.
Соединившись с семьёй в Стокгольме, Лидваль принял участие в проектировании более 60 зданий, но ни одно из них не выдерживает сравнения с тем, что стоит в начале Каменноостровского проспекта. Говорят, что во время блокады Ленинграда и до своей смерти в 1945 году Лидваль глубоко переживал за сохранность своих творений.
Жильцами знаменитого дома Лидваля были семья военного министра, генерал-лейтенанта А.Н. Куропаткина, художник К.С. Петров-Водкин, народный артист СССР Ю.М. Юрьев.
Дом Лидваля вошёл в учебники по архитектуре как один из самых комфортабельных в Петербурге. Фёдор Иванович Лидваль, будучи ещё очень молодым архитектором, продемонстрировал почти все свои архитектурные возможности. А могло ли быть иначе? Этот уютный и выразительный дом он построил и посвятил своей матери.