Метро: Чернышевская
Границы: набережная Фонтанки, ул. Пестеля, ул. Гангутская, Соляной переулок.
Соляной городок – удивительный квартал в самом центре Петербурга. На его довольно небольшой территории нашлось место действующей церкви, знаменитому Мухинскому училищу, нескольким музеям, жилым домам, в которых в разное время жили известные деятели искусств, и даже уличному университету. Границы Соляного городка обозначаются улицами Пестеля, Гангутской, Соляным переулком и набережной Фонтанки.
История: от верфи до музейного квартала
В начале XVIII века на месте Соляного городка была деревянная Партикулярная верфь, построенная самим Трезини. В отличие от Адмиралтейской верфи, на Партикулярной строили небольшие суда для личного пользования. Но город разрастался, набережная Фонтанки буквально за несколько десятилетий превратилась из пригорода в оживленный городской район, и верфь пришлось «отодвинуть» на Выборгскую сторону. На месте же верфи в 1782 году было построено огромное здание, занимавшее целый квартал (большая редкость для того времени) и предназначенное решать более насущные городские задачи: здесь размещались казенные винные и соляные «магазейны» (то есть склады).
Городок процветал ровно до того времени, когда в результате реформ отменили государственную монополию на продажу соли. Склады были закрыты, в квартале царило запустение, но длилось это недолго: в 1870 году в Соляном городке была открыта была Всероссийская мануфактурная выставка. Для этого складские здания пришлось кардинально перестроить: в глухих стенах, выходящих на Фонтанку, пробили красивые квадратные окна, здание украсили барочной композицией и скульптурной группой, символизирующей Мир, Науку, Промышленность и Торговлю.
Выставка дала кварталу новую жизнь. Вместо складов здесь в огромном количестве появились музеи и учреждения культуры. Со стороны Пантелеймоновской улицы – Русское техническое общество и редакция научного журнала, Музей прикладных зданий и Педагогический музей. Со стороны Гангутской – Сельскохозяйственный музей и музей кустарных промыслов. Со стороны Соляного переулка – училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, которое сохранилось до сегодняшнего дня (правда, теперь оно известно как легендарная «Муха»). В квартале регулярно проводились концерты и выставки, научные конференции и собрания.
Современность: «Муха», богема и уличный университет
Обход современного Соляного городка стоит начать с Пантелеймоновской церкви, что на улице Пестеля. Красивая терракотово-белая церковь – один из немногих сохранившихся в Петербурге строений в стиле раннего барокко. Приказ о строительстве и освящении отдал лично Петр I: он задумал церковь как памятник русскому флоту в память о двух морских победах, одержанных именно в день Святого Пантелеймона. Правда, в нынешнем виде храм был построен уже во времена Анны Иоанновны, в 1739 году (петровская церковь была деревянной). В советское время здесь располагались то склады, то музей, но сейчас храм возвращен епархии, церковь снова стала действующей, так что туда стоит зайти (и заодно полюбоваться ее внутренним убранством).
Осмотрев церковь, свернем на Соляной переулок – пешеходную зону между улицами Пестеля и Гангутской (вернее, переулок продолжается и дальше, но нас интересует именно этот отрезок). Большую часть переулка занимает знаменитая «Муха», или училище имени В. Мухиной (ныне – Художественно-промышленная академия). Учебное заведение было основано в 1876 году бароном Штиглицем. Основатель, банкир и меценат, не только открыл училище и предоставил ему помещение, но и оформил его с царской роскошью, не пожалев для этого принадлежавших ему уникальных коллекций ковров, картин и изделий из стекла (после революции самые ценные экземпляры были переданы в Эрмитаж). Училище существовало на проценты с неприкосновенного капитала в 1 млн рублей, а также суммы в 5748329 руб. 29 коп, щедро завещанной бароном учебному заведению. Денег хватало и на постройку новых зданий, и на зарплаты преподавателей, и на покупку оборудования, книг для библиотеки и художественных коллекций.
При училище работает Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства (он находится в соседнем здании), где все залы оформлены в разных стилях: Возрождение, барокко, средневековый русский, фламандский.
Соляной переулок, кажется, вообще притягивает к себе творческих личностей из разных областей: количество «звездных» имен, живших или учившихся здесь в разное время, просто поражает. Так, в доме №2 жил архитектор Д. Висконти, и в этом же доме прошло раннее детство композитора А. Бородина. В доме №6 провел детство П. Чайковский, в доме №12, где когда-то размещалась Третья гимназия (сейчас – школа № 181), получили образование Д. Мережковский, С. Маршак и М. Зощенко. А уж если вспомнить всех известных выпускников Мухи, список получится и вовсе бесконечным.
Если вы оказались в Соляном переулке в воскресенье, у вас есть все шансы попасть на занятия Уличного Университета. Лекции в этом необычном «учебном заведении» проводятся в Соляном каждое воскресенье – если позволяет погода. Преподавателем может стать любой желающий – достаточно подготовить семинар, мастер-класс, лекцию и за неделю предоставить тезисы на адрес streetuniver@yandex.ru . Обучение бесплатное, срок обучения не ограничен, в любой момент «студентам» выдается именной сертификат негосударственного образца о прохождении обучения.
Здесь же, в Соляном, вдоль Гангутского переулка, находится Музей блокады Ленинграда. Музей был открыт еще во время войны – как только блокада была прорвана. Но проработал он недолго – в связи с так называемым «ленинградским делом» музей был закрыт, хранившиеся в нем экспонаты (почти сорок тысяч!) были либо переданы в другие музеи, либо вообще уничтожены, а руководители – репрессированы. Музей открылся вновь только в 1989 году и заслуженно считается одним из самых впечатляющих военных музеев не только в Петербурге, но и вообще в мире. Среди экспонатов – личные вещи блокадников, армейские газеты, письма, дневники, фотографии, награды; воспроизведена даже обстановка типичной ленинградской квартиры того времени.