Адрес: Ленинградская область, Волосовский район, деревня Извара
Телефон: +7(8-81373) 22-751
Стоимость: 50 руб, для студентов и пенсионеров - 40 руб
Как добраться: маршрутные такси № 655 от ст. метро Автово (за сквером напротив цирка, с 7.30 каждый час) и от метро Балтийская (напротив выхода из метро, у сквера, каждый час) идут до остановки Волосово, а далее ехать маршрутками № 34, 34-а – до Извары.
Время работы: 10:30 - 17:30, выходной день – понедельник, вторник
Имя «Извара» это искаженное слово «Взвар». Именно под таким названием в Переписной оброчной книге Водской пятины за 1500 год была записана деревня на землях Покровского Озеретцкого погоста Копорского уезда. Другие, считают, что название «Извара» в переводе с финского языка означает «большая гора». Впрочем, в семье Рерихов существовало предание, что первый владелец усадьбы, граф Воронцов, путешествовал по Индии, и вывез оттуда слово «Исвара», что означает «милость богов».
По археологическим данным, первые люди поселились на этом месте уже в XII веке. «Около Извары почти при каждом селении были обширные курганные поля от X века до XIV. От малых лет потянуло к этим необычным странным буграм, в которых постоянно находились занятные металлические древние вещи», писал Николай Рерих. В Изваре археологи бронзовое височное ромбощитковое кольцо и несколько фрагментов керамических сосудов. «Спасибо Вам, изварские курганы. Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка и прикасание, именно первое непосредственное касание к предмету большой давности. Когда же предметы эти особенно близки с теми историческими обликами, которые когда-то самосильно вошли и поселились в сознании, тогда все становится еще ближе и неотрывно убедительнее...» - продолжал художник.
В XVII веке, после Смутного времени Взвар перешла к Швеции. На картах скандинавского королевства это место обозначалась как Исвархоф. В ходе Северной войны, русские смогли вернуть эту землю себе и «Мыза Изварская» стала собственностью М.Б. Шереметьева – сына полководца, генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметева. В конце XVIII века в Изваре был построен живописный господский дом в стиле неоготики. Подробное описание усадьбы можно найти в купчей за 1785 год: «Господский дом каменный, винокуренный завод с десятью медными кубами, и тому же заводу принадлежностями, с мельницей мушной и пивною, кирпичным заводом… с хоромными, подводным и агуменном строение..»
В зрелом возрасте, Рериха не оставляла идея связать Извару со своей второй родиной – Индией. В письме к И.Э. Грабарю он писал: «Не слыхал ли Ты об одном любопытном обстоятельстве? Верстах в десяти от нашего бывшего поместья «Извара» было именье “Яблоницы” – в нем при Екатерине жил индусский раджа. Говоривший мне сказал, что сам видел остатки могульского парка. Покойный Тагор очень заинтересовался этим и даже спросил, нет ли каких-нибудь местных воспоминаний… Иногда ищем далеко, а оно совсем близко».
В XVIII-XIX веках, поместье переходило из рук в руки. Среди владельцев Извары были Е.И.Раевской, М.Ф.Хитрово, К.П.Веймарн. У последнего, в 1872 году Извару приобрел нотариус Санкт-Петербургского окружного суда К.Ф. Рерих, отец художника. На тот момент это было крупное хозяйство включавшее в себя особняк, хозяйственные постройки и огромный парк. Страховая стоимость усадьбы составляла 70 тысяч рублей.
Николай Рерих в Изваре. Фотография
Семья Рерихов владела Изварой до 1900 года, но за это время она стала «родным гнездом» для великого русского художника - Николая Константиновича Рериха. «Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре» - писал живописец. - «Дом изварский старый, стены, как крепостные, небось и посейчас стоит. Все в нем было милое. В прихожей пахло яблоками. В зале висели копии голландских картин в николаевских рамах. Большие угольные диваны красного бархата. Столовая ясеневая. Высокий стенной буфет. За окнами старые ели. Для гостей одна комната зеленая, другая — голубая. Но это не важно, а вот важно приехать в Извару…
…Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там радость. За березами и жимолостью забелел дом. И все-то так мило, так нравится, тем-то и запомнилось через все годы. Нужно сразу все обежать. Со времен екатерининских амбар стоит недалеко от дома, длинный, желтый, с белыми колонками. Должно быть, зерно верно хранится подле хозяйского глаза. По прямой аллее надо бежать к озеру. Ключи не замерзают зимою. Дымятся, парят среди снегов. Вода светлая, ледяная. Дикие утки и гуси тут же у берега. На берегу озера молочная ферма — ферма из дикого камня — очень красиво, вроде крепостной стены. Такой же старинной постройки и длинный скотный двор. Быки на цепях. К ним ходить не позволено. Такие же длинные конюшни. За ними белое гумно, картофельные погреба. Один из них сгорел. Остались валы — отлично для игры в крепость».
Именно здесь сформировалось мировоззрение художника, который в дальнейшем вспоминал: «В нашей изварской библиотеке была серия стареньких книжечек о том, как стала быть Земля Русская. От самых ранних лет, от начала грамоты полюбились эти рассказы. Было и про Ледовое побоище, и про Ольгу с древлянами, и про Ярослава, и про Бориса и Глеба… Конечно, была и битва при Калке, и пересказ «Слова о Полку Игореве», была и Куликовская битва, и Напутствие Сергия – Пересвет и Ослябя. Были и Минин с Пожарским, был и Петр, и Суворов, и Кутузов… На обложке был русский богатырь, топором отбивающийся от целого кольца врагов. Все это запомнилось, и хотелось сказать, смотря на эту картину: «Не замай!»
В Изваре молодой Рерих бывал довольно часто. Врачи рекомендовали ему проводить больше времени на природе в связи со слабым здоровьем молодого художника. Помимо занятий живописью и увлечением изварской стариной, Николай Рерих много времени уделял окружающей природе. Он много странствовал по окрестностям, собирал коллекции минералов и гербарии. Уже в тринадцатилетнем возрасте он получил от местных властей право сбора яиц на всех казенных лесных дачах губернии, в результате чего Рерихом была написана работа «Разделение птиц Санкт-Петербургской губернии на подклассы, разряды, отряды, семьи». Походы так же закалили болезненного Рериха, что в дальнейшем помогло ему выдерживать тяжелые путешествия в Центральной Азии.
История Извары после Рерихов так же небезынтересна. С 1912 года усадьба становится собственностью Министерства юстиции, которое размещает в ней Санкт-Петербургскую земледельческую колонию для обездоленных детей. Ее девизом были слова Виктора Гюго: «Кто открывает школу, тот закрывает тюрьму». Училищный дом, для воспитанников колонии построил архитектор Яковлев.
Колония начала свою работу в 1916 году. В советское время она была преобразована в исправительно-трудовую колонию просуществовавшую до начала 1950-хх годов.
Возрождение Извары было начато в 1974 году, когда во всем мире отмечалось 100-летие со дня рождения Н.В. Рериха. Под руководством архитектора Альберта Экка началась реставрация усадебного дома. Организационный совет по созданию музея Рериха возглавлял академик Д.С. Лихачев. В 1976 году работы были завершены, но музей открыл свои двери для посетителей только в 1984 году. Руководство музеев Ленинградской области считало, что Извара расположена слишком далеко от туристических маршрутов и гости в усадьбу не поедут. Но эти пессимистические прогнозы, к счастью, не оправдались. Первоначально экспозиция «Н.К. Рерих в Изваре» занимала только две комнаты в мезолине, но потом были музеефицированны и другие помещения усадьбы.
Сегодня усадебный дом имеет тот облик, в котором он был приобретен Рерихами. В нем двенадцать комнат, веранда и мезонин. «Голубая» и «зеленая» комнаты предназначались для гостей. Детская помещалась в мезонине. В дальнейшем, Рерих перенес туда свою мастерскую. Снаружи дом украшен щипцами и башенками. Всего, музею Рериха принадлежать пятьдесят девать гектаров земли и девять усадебных построек.
Интерьеры помещений восстановлены по описаниям самого Рериха, а так же по сохранившейся фотографии начала XX века. «Столовая ясеневая. Высокий стенной буфет. За окнами старые ели…» Впрочем, в усадьбе есть и подлинная мебель, привезенная с бывшей квартиры Рерихов на Большой Морской улице.
Среди экспонатов изварского музея есть картины Н.В. Рериха и книги мыслителя изданные за рубежом. Их привез в России старший сын художника – Юрий Рерих, часто бывавший в стенах усадьбы его предков.