Закрыть
ЛогинПароль Забыли?
Войти

Главная > Гид по Петербургу > Культурный отдых > Музеи > Музей-памятник «Спас-на-Крови»

Музей-памятник «Спас-на-Крови»



Спас на Крови

Адрес: СПб, наб. канала Грибоедова, д. 2а
Телефон: +7 (812) 314-2168, +7 (812) 315-1636 (экскурсионное бюро)
Стоимость: полный билет - 100 руб., льготный - 50 руб., иностранные туристы - 170 руб.

Станции метро: Невский проспект, Гостиный двор

Вебсайт: www.cathedral.ru/spasa_na_krovi

Часы работы: ежедневно, с 11:00 до 19:00, с 1 мая по 1 октября с 10:00 до 20:00, касса до 19:00
Как добраться от метро: от станции метро Невский проспект (выход на наб. канала Грибоедова) пешком направо, 5 минут
Google maps
Яndex.карты
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Увеличить
Свернуть
Среди храмов Санкт-Петербурга собор Воскресения Христова, более известный как Спас-на-Крови, выглядит наиболее необычно. При первом рассмотрении может показаться, что он является едва ли не копией собора Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве. Однако, несмотря на сходство, их отделяют друг от друга заметные отличия и несколько веков непростой российской истории.

Более распространенное название храма – Спас-на- Крови – отсылает к событиям, которые послужили причиной его возведения. 1 марта 1881 года при повороте на Екатерининский канал (бывшее название канала Грибоедова) была взорвана карета императора Александра II. Вторым взрывом он был смертельно ранен. Уже через день к Александру III обратились с предложением увековечить память монарха памятником или часовней.

Покушения на Александра II

На долю Александра II выпало самое большое количество покушений среди всех императоров России. За первым террористическим актом Каракозова 4 апреля 1866 года последовали нападения на Дворцовой площади, попытки подрыва царского поезда и другие. Лишь покушение под руководством Софьи Перовской достигло цели. Быстро сориентировавшись в обстановке (император в тот день сменил маршрут, отказавшись от поездки по Маловой Садовой улице), метальщики бомб устроили засаду на Екатерининском канале.
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Александр III пожелал видеть вместо предложенной членами Городской думы часовни полноценный храм, который одновременно стал бы и памятником его отцу. Были выделены беспрецедентные суммы (порядка 3,6 млн. рублей) и объявлен конкурс на разработку проекта. Сформулированные императором пожелания ясно давали понять, что стилистически храм должен был быть ориентирован на русскую архитектуру XVII века, а также включать место покушения в виде «особого предела» внутри самой церкви. Иными словами, требовалась церковь-мемориал в русском стиле.

Победивший проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (настоятель Троице-Сергиевой пустыни) не отличался композиционной завершенностью, однако, полностью отвечал требованиям заказчика. На сохранившихся эскизах можно оценить, насколько отличался предложенный вариант от доработок, которые под руководством императора были внесены позже. В итоге, строительство началось в октябре 1883 года и в общей сложности продолжалось 24 года – собор Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 года.

Получившиеся здание – это, как и требовал император Александр III, собирательный образ русского православного храма. Черты, которые в него заложены, наследуют образцам московской и ярославской архитектуры XVI–XVII веков. Мы уже упоминали сходство внешнего облика Спаса на Крови и московского Покровского собора – теперь понятно, почему это так.
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»

Особенности строительства

Под Исаакиевский собор, как известно, было забито более 10 тысяч свай. При возведении Спаса на Крови А. Парландом было решено применить новшество и залить фундамент бетоном. Высокая теплоотдача стен быстро поставила вопрос о его отоплении, для чего в подвале были установлены паровые котлы и калориферы. Позже добавили печь, дополнительные двери и заложили кирпичом некоторые окна. К открытию храм электрифицировали, установив без малого 1689 ламп.

Близлежащая территория подверглась существенной перестройке. На данном участке была расширена набережная и создана небольшая площадь, которую оформили оградой со стилизованным растительным орнаментом в духе модерна (проект А. Парланда). Во время строительства напротив Спаса на Крови возвели дополнительную часовню, которая так и осталась стоять на своем месте до наших дней.
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Вид Спаса на Крови со стороны набережной канала Грибоедова
Увеличить
Свернуть
Даже до революции в соборе Воскресения Христова не проводились регулярные службы, если только они не были связаны с именем Александра II. Храм был в ведении Министерства внутренних дел, и потому был закрыт для свободного посещения, вход осуществлялся только по пропускам. Такой особый режим позволил создать особое же оформление, которое иначе, как изумительным и роскошным не назвать.

Во-первых, оформители ушли от опыта многих расписных храмов, где живопись в условиях климата Петербурга начинала быстро разрушаться и портиться. Выбор был сделан в пользу мозаик, по общей площади которых храм стал уникальным как для России, так и Европы. Над ними трудились мастера Академии художеств, немецкие фирмы и частная мастерская Фроловых, получившая самый большой заказ. Любопытно, что мозаики использовались не только для внутреннего, но для внешнего декорирования храма (еще одно новшество в отечественном ритуальном зодчестве). Над эскизами работали В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, В.В. Беляев, Н.Н. Харламов и другие.

Во-вторых, отделка Спаса на Крови включала богатейшую коллекцию самоцветов, специальной ювелирной эмали, полудрагоценных камней и т.д. В создании внутреннего убранства самое активное участие принимаи мастера известнейших Екатернебургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из общей строительной сметы собора (первоначальные 3,6 млн. и дополнительный 1 млн. рублей.) более 2 млн. рублей было истрачено только на работы по его декорированию.
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Увеличить
Свернуть

Сень

Внутри храма с правой стороны при входе находится Сень. Она занимает в нем особое место, поскольку огораживает место бывшей Екатерининской набережной, где была взорвана карета Александра II. Каменный навес и фронтон со стилизованными вазами поддерживается четырьмя колоннами, завершающимися капителями. Богато оформленная драгоценными камнями Сень выполнена в виде восьмигранной пирамиды и креста, на отделку которого ушло более 110 топазовых камней. Пол, прикрытый Сенью, это аутентичный фрагмент булыжной мостовой и часть решетки, ставшие свидетелями рокового покушения.
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Увеличить
Свернуть
Спас на Крови даже после революции долгое время продолжал действовать, хотя был переведен в статус приходского, что совершенно противоречило его недолгой дореволюционной истории. Тем не менее, в 1930 году и он был закрыт. А уже через год встал вопрос о разборке собора. Когда этот отложенный на долгое время вопрос был положительно решен в 1938 году, храм спасло только начало Великой Отечественной войны. Известно, что во время обстрелов и авианалетов случались ситуации, в результате которых здание могло быть разрушено. Одну из них в деталях приводят экскурсоводы: в ходе восстановительных работ в главном куполе был найден застрявший неразорвавшийся артиллерийский снаряд, чья детонация могла бы нанести невосполнимый урон внутреннему всему убранству. Однако этого, к счастью, не произошло.

Во время блокады в Спасе на Крови располагался морг, куда свозились погибшие жители города. Показательно также, что одно время храм был известен под именем «Спаса на картошке»: в его помещениях в военные годы устроили хранилище овощей. Позже собор служил складом декораций Малого оперного театра (ныне Михайловский театр). Лишь с конца 60-х храм, уже находившийся в аварийном состоянии, был взят под охрану и преобразован в музей (филиал Исаакиевского собора). Начатые в 70-е годы восстановительные работы продолжались вплоть до 1997 года. В результате была проделана работа, по объему сопоставимая с той, что изначально стояла перед архитекторами и строителями.
19 августа 1997 года (то есть ровно через 90 лет после освящения) музей-памятник «Спас на Крови» был открыт для посещения.
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Музей-памятник «Спас-на-Крови»
Состояние храма Спаса на Крови до начала реставрации
Увеличить
Свернуть
Увеличить
Свернуть
Голосование:  
Рейтинг: 18
Поделиться Поделиться
  • Елена  
  • 18 августа в 10:58  
В настоящее время (август 2014 год) входная плата для граждан РФ и иностранцев с 10,30 до 18,00 - 250 руб., с 18,00 до 22,30 - 350 руб. За границей везде для иностранцев вход дороже! Вызывает недоумение такая странная ценовая политика: почему плата одинаковая для своих граждан и иностранцев?
  • Сергей  
  • 10 ноября 2013 г.  
Спасибо реставраторам и всем всем кто участвовал в сохранении и восстановлении этой святыни. Вечная вам слава и наш поклон
  • Павел  
  • 14 мая 2012 г.  
Фото с названием "Взорванная столовая в Зимнем дворце после покушения в 1879 году" не имеет отношения к Зимнему дворцу - это ошибка архивной атрибуции. На самом деле, это бальный зал в особняке Вонлярлярских (Анг. наб., 36). См. известные акварели И.Шарлеманя из кн. И.А.Бартенев, В.Н.Батажкова. «Русский интерьер XIX века». – Л., 1984 г - http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Vonlyarlyarsky_Mansion_(English_Emb.,_36_-_Galernaya_Str.,_37_-_Truda_Sq.,_2)

Приведённая здесь фотография относится к 1910 году, когда проводилась реконструкция интерьеров особняка Вонлярлярского.

Взрывом в Зимнем Дворце была повреждена так называемая Жёлтая комната (по цвету мебельной обивки) на третьей Запасной половине Зимнего дворца, служившей одной из нескольких дворцовых столовых. (Современный зал №160) Вид при Александре II: http://gallerix.ru/album/Hermitage-3/pic/glrx-733499145
За шпилей твоих окоем,
За облик немеркнущий прошлый,
За то, что, покуда живешь ты,
И мы как-нибудь проживем.