Доехать до станции метро "Академическая" или "Гражданский проспект"
История Гражданки началась в конце XVIII века, когда по дороге из Петербурга в деревню Мурино появилась деревня «Горожанка». Основателем Горожанки стал граф Александр Романович Воронцов, переселивший сюда своих крепостных из северных и центральных регионов России. На 1786 год в Горожанке насчитывалось шесть дворов, где проживало 28 душ мужского поля и 15 душ женского поля.
В 1820-хх годах неподалеку от русской деревни появилась немецкое поселение – Колония Гражданка. Ее жителями стали русские немцы, отъехавшие из других колоний, где уже не хватало земли. Первыми жителями Гражданки стали братья Вализеры из Новой Саратовки, поселившиеся тут в 1827 году. Затем, к ним подселились еще несколько представителей старых русско-немецких фамилий – Аманы, Фогельгазанги, Бауэры, Бичи и другие. Видимо под влиянием названия немецкой колонии, близлежащую деревню Горожанку тоже стали называть Гражданкой. Таким образом, первоначально, Гражданки было две – Русская и Немецкая. Позднее, к ним добавилась еще деревня Дорога в Гражданку. В ней было смешенное население, состоявшее из русских, финнов и немцев.
Разумеется, лучше всего была задокументирована жизнь Немецкой Гражданки, жители которой выращивали картофель, овощи и изготовляли различные молочные продукты. Еще одним источником доходов немцев был «питомнический промысел». Колонисты принимали на воспитание «незаконнорожденных детей» из петербургского воспитательного дома.
Стоит ли говорить о том, что в Немецкой Гражданке царил исключительный порядок? «Дома довольно большие, в два этаж; обшиты тесом; впереди небольшой садик в котором разбиты клумбы с цветами. Все дома построены по одному типу с неизбежными двумя балконами по фасаду. Заборы и палисадники выкрашены белой краской, стоят прямо, ровно, точно вытянулись в струнку». «Колонист, тщательно выбрит, одежда у него немецкого покроя, а колонистки являются в город на рынок, в неизбежных чепчиках… Фасон чепчика некогда вывезенный из своего отечества, колонистка строго сохраняет и передает из поколения в поколение…»
Летом в Гражданку любили приезжать дачники. Хотя в колонии была проблема с купанием, а так же присутствовал постоянный запах навоза, с полей колонистов, на практике эти недостатки искупались обилием молочных продуктов и отсутствием пьяных драк.
Известной местной достопримечательностью была могила Карла и Эмилии. По легенде, возлюбленные, отчаялись получить родительское благословение на брак и утопились. Их захоронение находилось на пересечение ул. Гидротехников и Тихорецкого проспекта.
Немецкая Гражданская продолжала существовать до Второй мировой войны. В августе 1927 года колония торжественно отметила свое столетие. В честь этого события была даже воздвигнута триумфальная арка с надписью «1827-1927». А в 1937 году в Немецкой Гражданке была построена каменная школа-семилетка по типовому проекту А. Гегелло. На сегодняшний день, это единственное уцелевшее здание довоенной Гражданки.
С началом Блокады Ленинграда, население Немецкой Гражданки было выселено в Сургут, а в самом районе появилось несколько военных объектов. Так на Дороге в Гражданку разместился 3-ий отдельный учебный танковый батальон. Здесь же был построен военный аэродром авиации Балтийского флота. По воспоминаниям местных жителей: «три взлетно-посадочные полосы аэродрома «Гражданка» проходили вдоль лесопарковой границы и нынешней улицы Бутлерова. Были построены ангары для самолетов, располагавшиеся в шахматном порядке вдоль нынешнего Северного проспекта. На склонах южного берега ручья были вырыты окопы и построены дзоты, которые использовались как мастерские для мелкого ремонта самолетов. Других строений на аэродроме не было. Серьезные ремонты самолетов производились на территории номерного завода у нынешней площади Мужества». В 1981 году на месте бывшего аэродрома был установлен мемориал.
После войны, старая Гражданка просуществовала еще 20 лет. В начале 1960-хх годов старые деревянные дома стали сносить, а на их месте появились новые жилые районы. Исчезли и почти все старые улицы Русской Гражданки, Немецкой Гражданки и Дороги в Гражданку. На их месте пролегли проспекты названные главным образом именами ученных, – ведь недалеко располагался Политехнический институт и Институт Йоффе.
В советское время территория Гражданки делилась на две части, которые в народе называли «ГДР» и «ФРГ». К «ГДР» относились новостройки севернее Муринского ручья, а сокращение расшифровывалось как «Гражданка дальше Ручья». Территория от Муринского ручья до проспекта Непокоренных принадлежала ФРГ или «Фешенебельному району Гражданки».
В 1975-ом году на Гражданском проспекте появилась станция метро «Академическая», а в 1978-ом году – «Гражданский проспект». В то же десятилетие Гражданский проспект стал одним из спортивных центров Ленинграда. Здесь были построены Дворец спортивных игр «Зенит» и детская футбольная школа «Смена».
Сегодня, Гражданка это престижный спальный район Петербурга, центром которого является Гражданский проспект, ось, на которой некогда стояли три деревни…