Главная / Блог / Разное / Театр в клубе: соединяя культурные пространства

Театр в клубе: соединяя культурные пространства

Ирина Токмакова / Разное / 5 ноября 2010 / 2226 / 0
«Несмотря на то, что молодые режиссеры совершают попытки
эксперимента на сцене театров-музеев
[академических театров со значительной историей. – И. Т.],
в концепции существования этих театров ничего не меняется.
Эти попытки можно сравнить с временными выставками
 современного искусства в музеях со сложившейся
 консервативной идеологией».

Максим Диденко, участник театральных проектов
«Derevo», «Ахе», «Барбузоны», один из
основателей творческого содружества «МЕСТО».



В основе традиции проведения драматических спектаклей на клубной сцене – попытка молодых театральных коллективов обрести самостоятельность. Новое театральное искусство двадцать первого века, впитавшее мастерство всех театральных школ, выросшее в эпоху пост-пост модерна, когда культурная цитатность – вещь сама собой разумеющееся, изо всех сил пытается вырваться за традиционные рамки.

В первую очередь, посредством формы и среды. За последние несколько лет культурное пространство Петербурга пополнилось новым явлением: драматические спектакли все чаще стали показывать на клубных площадках. Идею соединения двух, изначально абсолютно разных пространств, сегодня поддерживают и развивают не только клубы с узкой арт направленностью, но и настоящие довольно маргинальные по своей стилистике ночные заведения.
Стоит отметить, что это явление вынужденное. Молодые режиссеры, недавние выпускники театральных мастерских, активно стремящиеся к самореализации и развенчанию традиционных театральных стереотипов, осуществив одну-две постановки на академической сцене, разочаровываются в «прелести» такого способа творческого существования. Поставить спектакль на сцене театра с традицией и историей оказывается непросто, еще сложнее – удержаться на плаву. В БДТ, или театре Коммисаржевской даже зрительский контингент «накапливался» годами. Атмосфера тяжелого и томного академизма проникает повсюду, не давая выплеска новой энергии.

Выход один – завоевание новых пространств. Изначально клубные площадки  Петербурга привлекали к себе в основном музыкальные коллективы, чаще исполнителей в стиле рок. Сегодня даже клубы с так называемой игровой направленностью (где большее количество времени посвящено тематическим вечеринкам для игры в кикер или нарды, а также любимым многими пати в этно стиле, или пижама-пати) организовывают «Театральные четверги или субботы.  Так, например, происходит в клубе «Place», или «Эфир», «Танцы», или «Пьяная груша».
Если уделять внимание технической стороне вопроса, то, обыкновенно, площадки подобного рода оснащены оборудованием, необходимым для проведения драматического спектакля. По способу пространственного решения их можно сравнить с малой сценой, или камерным пространством того или иного театра.

Одним из основных преимуществ клубной площадки является именно организация пространства, так как она, в общем-то, соответствует основным тенденциям современного театрального искусства, способствует применению популярных художественных и технических приемов. Умело смонтированные аттракционы в пространстве клуба способны воздействовать на зрителя гораздо сильнее,  нежели в классическом зрительном зале, здесь легче проводить интерактивное общение, проще вписать видеопроекцию. Кроме того, представитель так называемой целевой аудитории клуба оказывается более либерален в восприятии современного драматического или пластического представления. Ему куда важнее индивидуальный способ интерпретации знакомого литературного материала, нежели привычное театралам-консерваторам разыгрывание сюжета по ролям в исторических костюмах.
Сегодняшнее театральное искусство категорически против обыденного лицезрения, или наслаждения действом, оно призывает, в первую очередь, сопереживать с максимально возможной силой эмоций. Клубное пространство изначально на это рассчитано.

Возникают и проблемы – практически любое мероприятие, проходящее на сцене клуба, не подразумевает стопроцентного внимания зрителя: бар, круглые столики, пепельницы, расставленные на них, – все эти детали призваны развлекать, или отвлекать, если говорить о драматическом искусстве, требующем психологического вовлечения зрителя в действо и его энергообмена с артистом.Поэтому позаботиться об атмосфере в театре-клубе стоит до начала спектакля, наиболее удобным образом расставив стулья и попросив зрителя вести себя необходимым для данного спектакля образом.
В последнее время в клубах сформировались даже вполне устойчивые жанры спектаклей.

Например, спектакль - разговор – довольно интимное
представление, чаще всего моно вариант, лирический отрывок, автобиография, авторские заметки, пропущенные через мировосприятие артиста, нередко эпатирующее зрителя. Среди них:
 «История одного безумия» по одноименному произведению Чарльза Буковски  Семена Александровского, «В поселении осужденных» по одноименной новелле и дневникам Франца Кафки  Виктора Васильева,
«Жадный Джамба» по мотивам «Скупого рыцаря» А. С. Пушкина Дениса Ширко и Ильи Деля, «Offside» - лирическое высказывание Георгия Петухова и Александра Клюшина в режиссуре Романа Габриа);

к
лассическое драматическое действие: театр «Центр» - «Не покидай меня, или Ne me quitte pas» по пьесе Жана Кокто «Равнодушный красавец»,
а также спектакли, которых особое внимание уделяется пластическому или танцевальному решению:театр «Derevo», театр буто «ODDDANCE».
Восприятие спектакля на площадке клуба происходит совершенно иным образом, нежели в пространстве-храме, предназначенном исключительно для театрального действа. Здесь обнаруживает себя синтез совершенно разных по собственному предназначению культурных пластов: развлекательного и интеллектуального.  И это вовсе не означает, что современный молодой театр «снизошел» до уровня площадного гейм-представления, или же клубная жизнь ограничила саму себя и возможности своих приверженцев. Напротив – слияние таких разноплановых культур и структур говорит о новом витке в современном искусстве, о появлении нового способа взаимодействия со зрителем и пространственном решении, о возможности постановки кардинально иных задач внутри театрального искусства, разработке новейших методик для воздействия на аудиторию.

Благодаря такому органическому культурному синтезу, изменился подход  к способу инсценирования классической литературы. Теперь герои Пушкина и Кафки смело отображаются через призму сегодняшнего дня, предлагаемые обстоятельства перемещаются сквозь время, обретают новые черты.

Сегодня, как и в начале девяностых, время появления и стремительного процветания множества небольших профессиональных театральных коллективов, разница лишь в том, что из театров-студий девяностых остались на плаву немногие (из достойных в Петербурге, разве что только театр «Особняк» и «Небольшой драматический театр» Льва Эренбурга, хотя он был создан на базе актерского-режиссерского курса и имеет в своей основе несколько иные принципы существования).

На клубные площадки предпочитают перемещать некоторые свои спектакли и вполне стационарные, но «не слишком академические» театры. Спектакль «Театра Поколений» «Моя любимая 2soffka», например,  играют на сцене модного клуба «Грибоедов».Кроме того, сегодняшний театр активно «обрастает» сопутствующими арт-проектами. Нередко спектакль, поставленный молодым режиссером, становится во главе открытия галереи, модного дома, клуба. Правда, пока совершенно неясно, в каком соотношении происходит взаимовлияние театральной  и иных, нередко довольно пафосных и вычурных субкультур.
Поделиться Поделиться
Понравилась статья? 0 0
Оставить комментарий
или войдите через: