Главная / Блог / Разное / Сколько в Петербурге мостов?

Сколько в Петербурге мостов?

Эльвира Дажунц / Разное / 28 марта 2012 / 52092 / 3
Наш город, расположенный на трех десятках островов в дельте Невы, конечно же, невозможно представить без мостов.  Разводной мост с открытыми пролетами – на фоне яркого заката или в мягком рассеянном свете белых ночей - стал таким же символом Санкт-Петербурга, как силуэт Эйфелевой башни - Парижа, Вестминстерский дворец – Лондона,  Колизей – Рима, а гондола – Венеции.



Сколько в городе водных переправ?

Если вы зададите этот вопрос любой поисковой системе, то получите массу разнообразнейших ответов. Одни источники утверждают, что в Петербурге 342 моста, и это без учета пригородов. Другие называют число 403. И так, по возрастающей: 650, 800 и даже 1002…

Конечно, сосчитать большие переправы несложно. Например, мостов через реку Неву и ее рукава два десятка. Десять из них во время навигации разводятся каждую ночь:
  • Дворцовый и Благовещенский (бывший Лейтенанта Шмидта) – через Большую Неву;
  • Троицкий, Литейный, Большеохтинский, Александра Невского, Володарский, Финляндский – через Неву;
  • Биржевой и Тучков – через Малую Неву.
Три моста через Большую Невку – Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский  – разводятся время от времени, по предварительной заявке.

Кроме того, в Петербурге насчитывается 177 средних мостов. А вот количество малых переправ, ведущих через многочисленные реки, протоки или ручьи (бывает, что и безымянные), сосчитать непросто. Исчезают водные преграды, мосты становятся ненужными, и их демонтируют. Или же сооружения, построенные без должного умения, разрушаются раньше срока.  В то же время в городе строят новые, такие необходимые переправы.

Вот несколько таких историй.

Канала нет, а улица осталась

Когда-то давным-давно был в Петербурге Введенский канал, который соединял Обводный канал с рекой Фонтанкой.  С середины XIX века его использовали для малого судоходства, а потом – как  коллектор для сточных вод. В 1965 году власти посчитали, что канал (к тому времени он уже стал «Витебским», по названию Витебской железной дороги) городу не нужен. Его засыпали. Улицу, которая образовалась на этом месте, ведущую от набережной Фонтанки до набережной Обводного канала, назвали сначала улицей Витебского канала, а в 1980 году ей вернули историческое название. Теперь это улица Введенский канал, - не путать с Введенской улицей на Петроградской стороне! Так вот, вместе с каналом (который сохранился хотя бы в странном топониме) ушли в небытие сразу четыре малых моста – Егерский, Введенский, Александровский и мост без имени, который вел к 3-й ГЭС.

Просчитались

После тяжелой продолжительной болезни в 1857 году умер Первый Ждановский мост, который соединял берега реки Ждановки в районе Тучковой дамбы. Он простоял всего несколько десятков лет (точная дата «рождения» его неизвестна), что для моста – младенческий возраст. Это был трехпролетный арочный мост длиной чуть более 75 метров.  По всей видимости, инженеры допустили ошибки в расчетах: распоры стали уходить в почву, из-за этого дуги арок опустились, и пролеты моста деформировались.  Мост стал качаться и в любой момент грозил рухнуть.  В 1857 году построили новый Первый Ждановский мост. Он исправно служил людям вплоть до 1955 года, когда его тоже разобрали за ненадобностью.

Где тот буян?

Скончался Чугунный мост, который соединял берега Сальнобуянского канала. Эту искусственную водную преграду длиной 255 метров прорыли на Матисовом острове, где в начале XIX  века располагался Сальный буян, то есть склады сала. Чугунный мост, кстати, довольно передовой для того времени, построили в 1806 году. Сейчас от него остались только опоры, которые находятся сейчас на территории производственного объединения «Адмиралтейский завод». Естественно, ни Сального буяна, ни складов, ни канала уже нет.

Мост имени мифического  красного судостроителя

Пешеходный мост «Красный судостроитель» соединял берега реки Охты возле Малоохтинского кладбища, а свое имя получил по одноименному предприятию, которое находилось поблизости. Правда, к речному судостроению завод не имел никакого отношения, производили здесь водопроводную арматуру. Интересно, что «Красным судостроителем» предприятие было всего семь лет, с 1923 по 1930 годы, а вот мост свое имя сохранил до самой своей кончины в 2003 году. От 65-метровой переправы остались только железобетонные сваи, древесные же балки сгнили. Сейчас идет речь о строительстве здесь нового моста, этого требуют местные жители и работники завода.  Будет ли новая переправа по-прежнему носить гордое имя «Красного судостроителя», - неясно.

Стоял 173 года

Одним из последних перестал существовать Коломяжский мост (он же Гужевой и Второй Чернореченский) через Черную речку. Даты его «жизни» - 1838 – 2011. Мост демонтировали, потому что пропускная способность его перестала удовлетворять требованиям времени: именно в этом месте в часы пик скапливалась огромная автомобильная очередь.  Вместо него теперь строят современный Коломяжский путепровод, первую очередь которого сдали в 2011 году.

Люди не пострадали, а лошадей пристрелили…

Самая известная история, которую в качестве примера приводят даже школьные учебники по физике – история коллапса Египетского моста 20 января 1905 года. Вот что писала газета «Новости дня»:  «Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конного-гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку… в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также… проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лед и оказалась на дне реки… К 2-м часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены. Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции…»
После трагедии долгое время на этом месте стояли только гранитные мостовые опоры и сфинксы. Вместо Египетского моста построили деревянную переправу рядом, в створе Усачева переулка. Но в 1955 году советские строители возвели новый мост, который органично вписался в историческую городскую среду. К сфинксам пристроили стилизованные светильники, и Египетский мост возродился к жизни.

Износ – сто процентов

Уникальный в истории мостостроения случай – полный износ Лазаревского моста через Малую Невку, соединявшего Крестовский и Петроградский острова - был зафиксирован в документах 2008 года. Движение по деревянному мосту, который простоял 60 лет,  закрыли. А всего через год открылся новый вантовый Лазаревский мост. Пролеты для него делали в Санкт-Петербурге, пилон - в Омске, ванты – в Швейцарии. Когда-то Лазаревский был разводным, длина его была чуть больше 140 метров. Теперь мост «вырос» на 20 метров, стал намного шире – транспорт по нему идет в четыре полосы, а разводиться он теперь и не должен.


Памяти исчезнувших мостов

А эти мосты исчезли с карты города навсегда:
- Исаакиевский наплавной мост. Это был один из первых мостов через Большую Неву, соединявший  Адмиралтейский и Васильевский острова. С 1732 года мост наводили каждую весну, а осенью разбирали. Так продолжалось ровно 184 года, поэтому Исаакиевский мост был обозначен на всех картах Петербурга;
- пять Таракановских мостов и Выгонный мост через речку Таракановку. Ее засыпали в 1908 году; теперь на ее месте улица Циолковского;
- железнодорожный мост, который так в течение своей жизни не получил имени, через Обводный канал. Его демонтировали в 2010-м году вместе с железнодорожной веткой;
- Измайловский трамвайный мост через Фонтанку. Это был дублер Измайловского моста для трамвайного движения. В 20-е годы прошлого века рельсы перенесли на Измайловский мост.

Список, по всей видимости, еще будет пополняться. Например, доживают свой век последние деревянные мосты, количество которых за последние десятилетия сократилось до десятка…
Но вместо разрушенных временем, войной и обстоятельствами мостов строятся новые переправы.  Наконец-то у города появился первый неразводной мост через Большую Неву – Большой Обуховский.

 В ближайшие три года в Петербурге планируется построить шесть новых переправ через Неву. Это  Вантовый мост в составе Западного скоростного диаметра, мост в створе 22-23 линии Васильевского острова, мост в створе Арсенальной улицы, мост в створе улицы Зольная – Фаянсовая и мост в створе Большого Смоленского проспекта – улицы Коллонтай, а также тоннель под Невой в створе Орловской улицы и Пискаревского проспекта (Орловский тоннель),

Проекты двух больших мостов – Ново-Адмиралтейского (с Васильевского острова на Английскую набережную) и с Васильевского на Петровский остров (через Серный), о которых так много говорили и писали в последнее время, отложили до лучших времен.

Но вернемся к вопросу о том, сколько все-таки в Петербурге мостов.

В Реестре названий объектов городской среды 2006 года содержится перечень из 260 мостов, который начинается Авангардным мостом через реку Дудергофку и заканчивается Яблоновскими мостом через реку Оккервиль.

Кроме того, все городские мосты состоят на учете государственного унитарного предприятия «Мостотрест».  Их (вместе с путепроводами) в списке предприятия сегодня 447. Из них 150 сооружений – памятники истории и культуры. В капитальном ремонте на начало 2012 года нуждаются 159 больших и малых переправ. Среди них: Дворцовый, Тучков, Большой Петровский, Аничков, Синий, Зеленый, Мало-Калинкин, Банковский и другие.

Все мосты, кстати, состоят в Реестре имущества казны Санкт-Петербурга и являются недвижимым имуществом города.
А значит, принадлежат всем петербуржцам и россиянам! 






Поделиться Поделиться
Понравилась статья? 20 2
Комментарии (3)
КУКИ
Мне похуй сколько мостов. Потому что я КУКИ
Ответить
элька
теперь понятно скоко всего мостов
Ответить
René
Очень интересная статья. Давно хотел знать сколько мостов в Питере. Теперь я знаю. Спасибо.
Ответить
Оставить комментарий
или войдите через: