Главная / Блог / Разное / "Вперед, вперед, трубят рога..."

"Вперед, вперед, трубят рога..."

Артем Кирпиченок / Разное / 22 мая 2012 / 1893 / 0
В течение долгого времени роговая музыка была для меня скорее социальным, чем культурным феноменом. Ее появление было обусловлено тягой правящего класса России к европейской культуре, наличием дармовой рабочей силы (крепостных или солдат), низким уровнем музыкального образования. Недаром, краткая эпоха ее расцвета пришлась на «золотой век» дворянской империи. С кризисом и исчезновением помещичьих латифундий роговая музыка сошла на нет и постепенно скрылась с музыкального горизонта более чем на сто лет.  

Осталась лишь легенда. Предание о божественной музыке, которая как - будто нисходит с небес. Искусство роговой музыки нельзя назвать камерным. Как правило, она исполнялась на открытой местности, а ее исполнителей скрывали от глаз посетителей. Тем большим был эффект, когда дворцовый парк или лес внезапно наполнялся звуками десятков рогов. 

Для исполнения роговой музыки не требовалось специального музыкального образование. Она исполнялась на рогах различного размера – от 20 см до 3 м. Каждый рог извлекал одну ноту и исполнители крепостных оркестров просто заучивали, вслед за кем они должны были дуть в рог. 

Изобретателем роговой музыки был капельмейстер князя Семена Нарышкина Ян Мареш. Именно он создал первый роговый оркестр в 1751 году. В 1757 году роговый оркестр был учрежден при дворе, а концу XVIII века в Петербурге было уже более десяти роговых оркестров. Самый большой из них, принадлежавший князю Потемкину-Таврическому и насчитывал до 300 исполнителей! Примечательно, что «царская музыка» никогда не выходила за пределы России. Возможно, с этим связан и тот факт, что для роговых оркестров так и не была написана музыка. Отечественных композиторов в ту пору было немного, а иностранцы про роговую музыку почти не знали.

Но сегодня мы снова можем услышать музыку, которой услаждали себя цари и вельможи «осемьнадцатого века». В 2002 году при РПГУ им. А.И. Герцена был образован профессиональный музыкальный коллектив «Русская Роговая Капелла». Любопытно, что первые рога капеллы были изготовлены из бумаги. Завод музыкальных инструментов не взялся изготовить на заказ невиданные инструменты, а бумага давала звучание, практически не отличающиеся от медного! Лишь позднее, музыканты сами изготовили себе рога, на которых они сегодня играют.

За последние десять лет коллектив «Русской Роговой Капеллы» выступал в Греции, Испании, Франции, Польше, Эстонии, Германии, Чехии, Ватикане. Сегодня, отмечая десятилетия с момента своего возникновения, «Российская Роговая Капелла» начинает проводить концерты во дворе музея Пушкина на Мойке, 12.

В отличие от крепостных оркестров XVIII века, каждый из музыкантов играет больше чем на одной ноте – перед каждым исполнителем лежит несколько рогов. Это позволят воспроизводить произведения ведущих мировых композиторов. Слушатели собравшиеся в прошлую субботу, во дворе музей Пушкина смогли насладиться истинным пиром звуков, когда «Ave Maria» сменялась «Гимном Великому городу». В планах коллектива Роговой Капеллы стоит проведение концертов в Белые ночи, накануне разведения мостов. Без сомнения это очень удачная идея. Мемуары XVIII-XIX отмечают   поразительный эффект звучание роговых оркестров в загадочное и романтическое время петербургских летних сумерек.

Без сомнения, роговая музыка является важным вкладом России в мировую культуру и ее нынешнее возрождение является отрадным фактором. Тем более, что сегодня ее исполняют не крепостные, которым в случае малейшей оплошности грозила порка на конюшне после концерта.  

Поделиться Поделиться
Понравилась статья? 0 0
Оставить комментарий
или войдите через: