Главная / Блог / Культурный Петербург / Мастерская Датешидзе. «Мне не хватает свободы»

Мастерская Датешидзе. «Мне не хватает свободы»

Светлана Ворошилова / Культурный Петербург / 17 февраля 2011 / 15915 / 0
«Порнуха?!» - «Хуже – Мандельштам!»
Мастерская Датешидзе. «Мне не хватает свободы»
 
В последнее время можно наблюдать новый всплеск интереса к субкультурам, существовавшим в советское время. Валерий Тодоровский снял «Стиляг», Гарик Сукачев выпустил фильм «Дом солнца» о советских хиппи, а театр «Мастерская Кирилла Датешидзе» играет на питерской сцене спектакль «Мне не хватает свободы» - на ту же тему.

«Мне не хватает свободы» - ностальгическая постановка по пьесе Марии Арбатовой «Сейшн в коммуналке». «Мы с женой ехали на ее родину, в город Уральск, по дороге слушали диск группы «Чиж и Ко» и так подсели на эту музыку, что захотелось с молодежью поставить спектакль про подобное ощущение мира. Пьеса Арбатовой подошла идеально», - так рассказывает об истории создания спектакля сам режиссер.

Итак, завязка - конец восьмидесятых, питерская коммуналка. Типажи главных героев всем хорошо знакомы: идейная коммунистка семидесяти лет, художник-соцреалист, который пишет то, что партия прикажет, и поэтому владеет в коммуналке тремя комнатами, а не одной, лимитчица с ребенком, алкаш средних лет, плохо говорящая по-русски гостья из солнечной Азии (раскрывшаяся к концу спектакля с самой неожиданной стороны), и проститутка, мечтающая свалить "в Кювей", где куда ни плюнь - попадешь в нефтяную скважину. И наконец, Даша - хозяйка комнаты, в которой происходит действие. До революции Дашиной семье принадлежала вся эта квартира, теперь – только одна комната. В которой Даша, студентка филфака, периодически устраивает «сейшны».

На один из таких "сейшнов" и собираются местные хиппи, тоже персонажи вполне типичные: пара деток высокопоставленных родителей, которые все столкновения с советской властью легко решают звонком папочке, харизматичный молодой человек с соответствующей справкой из больницы им. Скворцова-Степанова, парочка лимитчиков из деревни, одетых ярче всех и чаще всего употребляющих сленговые словечки, но теряющихся, когда остальные заводят речь "об умном", широко известный в узких кругах художник, чью подпольную выставку герои собираются организовать в этой самой коммуналке, скромный юноша в строгом костюме, имеющий доступ к ксероксу и днем и ночью печатающий на нем Бердяева и Солженицына, красивая армянская барышня, которую родители отдали на филфак, но которая "в душе художник", и еще один молодой человек, отчаянно мечтающий свалить за границу и делать там наконец бизнес (но его не выпускают, разумеется). Вроде все. Периодически в разговоре всплывает Солнце (тот самый, о котором снят вышеупомянутый «Дом Солнца»), но сам он так и не появляется. Возможно, потому, что действие пьесы Датешидзе перенес из Москвы в Питер, а Солнце все-таки – московский персонаж.

А дальше - все просто сидят в одной комнате, мечтают, разговаривают о жизни, литературе, будущем, внешней и внутренней свободе и вообще обо всем, о чем каждый из нас миллион раз разговаривал на дружеских посиделках. Ну, еще разбираются с милицией и инсценируют бал у Сатаны из известной книжки. В роли гостей – соседи по коммуналке (которые в итоге оказываются не так просты и карикатурны, как показалось на первый взгляд).

К субкультуре хиппи постановка имеет такое же отношение, как постоянно звучащие фоном песни Чижа. То есть спектакль, как и Чиж, рассчитаны на "ностальгию" моих ровесников и людей помладше - тех, кто эпоху хиппи знает только по книжкам и рассказам. Упаси Боже, если вы подумали, что это сарказм или снобизм - разве что чуть-чуть самоиронии. Спектакль получился добрым, трогательным и хорошим - а документальной летописи жизни ленинградских хиппи никто и не обещал. И вообще, в какой-то момент спектакля начинаешь чувствовать, что быть наивным, быть романтиком, верить в добро и открыто это заявлять - совсем не стыдно.

И наконец, пара деталей для тех, кто все же соберется пойти на спектакль. Играется он нечасто и на разных площадках (каждый раз нужно уточнять), но чаще всего в Учебном театре на Моховой. Постановка длинная, с антрактом (в антракте зрители бродят по сцене-коммуналке, едят бутерброды с плавленым сыром, которые готовят героини в начале спектакля, и оставляют записи фломастерами на скатерти – одним словом, полный интерактив) - три с половиной часа, но смотрится на одном дыхании. Цена билетов - от 150 до 450 рублей.
Поделиться Поделиться
Понравилась статья? 0 0
Оставить комментарий
или войдите через: