Главная / Блог / Разное / Роговая Капелла. Царская музыка.

Роговая Капелла. Царская музыка.

Светлана Ворошилова / Разное / 31 мая 2011 / 3135 / 0
Эта музыка не имеет аналогов нигде в мире – каждый инструмент играет здесь лишь одну ноту. Она появилась в середине XVIII века в Петербурге, пережила период сумасшедшей популярности, а потом была совершенно забыта. Восстановить искусство роговой музыки удалось только в 2001 году – и тоже в Санкт-Петербурге. 

«Роговая музыка» - честно говоря, сама я услышала этот термин совсем недавно, только когда меня пригласили в филармонию на концерт Русской Роговой капеллы. И неудивительно: мало того что этот музыкальный жанр не существовал нигде, кроме России, так и в России он до недавнего времени был совершенно забыт. А между тем роговая музыка – уникальное явление, которое не зря называют «живым органом» и царской музыкой: охотничьи рога, каждый из которых способен играть только одну ноту, обладают удивительным, ни с чем не сравнимым тембром. 

Начало: нарышкинский оркестр 

Роговая музыка появилась в России в середине XVIII века. Нет, конечно, охотничий рог как музыкальный инструмент существовал задолго до этого. Но, хотя издаваемые рогом звуки были удивительно красивыми и прозрачными, играть на нем какие бы то ни было музыкальные произведения было совершенно невозможно: ведь из рога можно выдуть только один звук, одной высоты и одного тембра. 

Идея соединить звуки, издаваемые рогами разных тембров, в единую мелодию, пришла музыканту Яну Марешу – уроженцу Богемии, который служил капельмейстером у гофмаршала Нарышкина, фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Он лично создал первый в мире роговой оркестр из 36 исполнителей, лично изготовил 37 инструментов диапазоном в общей сложности в три октавы, лично придумал специальные партитуры. Однажды во время большой охоты Нарышкин показал оркестр императрице – и она тут же пожелала иметь такой же оркестр при дворе; что и было исполнено тем же Марешем (ему теперь присвоено было пафосное звание «начальника роговой музыки»). 

Слава о новой чудесной музыке разнеслась по обеим столицам. М.В. Ломоносов, услышавший «роговое чудо», даже посвятил ему оду «На изобретение роговой музыки». Крепостных, игравших в оркестрах, набирали еще в детском возрасте, и впоследствии они могли всю жизнь играть лишь на одном инструменте, выдувать лишь одну ноту, постепенно превращаясь в «живую клавишу». Граф Соллогуб приводит в своих мемуарах такой характерный случай: при Екатерине II в полицейский участок привели двоих неизвестных. На вопрос об их именах они ответили: «Нарышкинский До» и «Нарышкинский Фа-диез»… 

Расцвет: «невские серенады», зарубежные гастроли 

Но как бы то ни было, при Екатерине II роговые оркестры пользовались уже бешеной популярностью. Свои оркестры были у графов Орловых, Разумовских, Строгановых, у князя Потемкина, в большинстве полков – а при царском дворе был уже не один, а два оркестра. Без роговой музыки не обходилось ни одно гуляние, ни один официальный праздник, ни один крупный бал, ни одна охота. Для роговых хоров обрабатывали популярные танцы, народные песни, военные марши; придворные капельмейстеры начали писать для рогов специально. Чуть позже возник даже такой феномен, как «невские серенады» или «музыка на воде»: во время белых ночей роговые капеллы усаживали в большие лодки, и они (наряду с певцами и целыми хорами) путешествовали по рекам и каналам, оглашая окрестности волшебными звуками. В петербургских газетах встречались объявления о продаже или сдаче в аренду целого оркестра – их нанимали на праздники и домашние вечеринки. 

В тридцатых годах XIX века состоялись и первые заграничные гастроли рогового оркестра. Коллектив выступил в Англии, Франции, Австрии, Бельгии, Пруссии, Дании, и везде встречал восторженные отзывы, хвалебные рецензии критиков. Правда, закончились гастроли нескоро и печально: антрепренер скрылся со всеми заработанными деньгами и паспортами музыкантов, и лишь через пять лет скитаний по Европе музыканты (причем только 17 человек из 23) смогли добраться до Петербурга. 

Накануне октябрьской революции роговая музыка окончательно вышла из употребления. В советских учебниках по истории музыки о ней писали: такой оркестр основан на муштре и поэтому возможен только при крепостном праве…

Возрождение: назад, к истокам 

Но выяснилось, что муштру вполне может заменить искренняя любовь и увлечение роговой музыкой. А этого основателю, художественному руководителю и дирижеру Русской Роговой Капеллы Сергею Песчанскому было не занимать. И вот в начале нового тысячелетия он активно принялся возрождать роговую музыку. К тому моменту роговых концертов в мире не было вот уже почти сто лет. 

Сергей Песчанский довольно долго искал музыкантов – ведь соответствующих специалистов, разумеется, нигде не учили. Оркестр, состоящий всего из 13 человек, укомплектовывался духовыми музыкантами: валторнистами, трубачами и т.д. 

Не было инструментов. Ни одна фабрика не взялась за такой странный заказ. Тогда энтузиасты создали на Московском проспекте собственную мастерскую, где сами принялись изготавливать трубы: сворачивали латунные листы, сваривали так, чтобы не оставалось швов, мастерили мундштуки. 

Не менее сложной оказалась и проблема приобщения слушателей к «старому новому» искусству – сначала люди просто не понимали, о чем речь. Но и с этой проблемой капелла справилась. В 2009 году ее впервые пригласили выступить в Большой зал Филармонии – в тот самый зал, где за 94 года до этого состоялся последний концерт рогового оркестра. Сейчас капелла выступает в филармонии регулярно. Так же как в Эрмитажном театре, Константиновском дворце, Таврическом дворце, Смольном соборе, Александро-Невской лавре. Возобновили «невские серенады» - ночные музыкальные плавания на катере по рекам и каналам Петербурга. И, как и прежде, играют в дворцовых пригородах: в Петергофе, Пушкине, Павловске. Репертуар предельно разнообразен. «Ода к радости» Бетховена соседствует с «Вечерним звоном», фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Грига – со старинными танцами, марши – с духовной музыкой, Глинка – со Свиридовым…

Музыканты очень востребованы за границей. За девять лет существования Русская Роговая капелла объездила половину Европы. Музыканты выступили более чем в двадцати странах – один из концертов прошел даже в Ватикане, а слушателем был сам папа Бенедикт XVI. Впрочем, все это неудивительно, ведь наша капелла – единственная в своем роде. Ничего подобного за границей как не было, так и нет.  

Впрочем, рассказывать про музыку – занятие неблагодарное. Лучше один раз услышать. Ближайший концерт Русской Роговой Капеллы состоится в четверг, 9 июня, в Колонном зале РГПУ им. А.И. Герцена (Мойки, 48). Начало в 20.00. Билеты можно приобрести в театральных кассах Петербурга. 

Поделиться Поделиться
Понравилась статья? 0 0
Оставить комментарий
или войдите через: