Главная / Блог / Разное / История антикварного рынка Петербурга

История антикварного рынка Петербурга

Антон Ворожеев / Разное / 8 сентября 2010 / 7633 / 1

Где купить антиквариат в Санкт-Петербурге

Список наиболее интересных, с нашей точки зрения, антикварных магазинов здесь.


Антикварные вещицы также можно найти на блошином рынке на Удельной и перед рынком Юнона на юго-западе.

Начало истории


Центром торговли предметами искусства в России был Петербург, куда ежегодно, наряду с различными предметами, корабли привозили картины, статуи, бронзу и другие предметы искусства. Становление антикварного рынка, его развитие внутри Петербурга, было вызвано новыми культурными потребностями молодой столицы. В короткое время в городе формируется первоначальная предметная база, состоящая из произведений искусства прошлых веков, а точнее, предметов антиквариата.

Антикварный рынок в Петербурге начал свое существование при Петре I. В Северной столице стали появляться старинные европейские и восточные произведения искусства, «древности». Это и привело впоследствии к значительному интересу богатых слоев общества к данным предметам, а, следовательно, к зарождению антикварного рынка. 

Петр I коллекционировал не только «древности» Запада, но и отечественные предметы старины. Поиски и покупки антикварных вещей стали государственной задачей и распространились  на всю Россию. Приобретение художественных предметов всецело было подчинено идее прославления Российского государства, росту его культурного престижа. Собирательская деятельность Петра I и всей Императорской фамилии оказывала большое влияние на развитие антикварного рынка, его вкусов и пристрастий. Подражать императорам и великим князьям в собирании предметов искусства было не только модным, но и необходимым для всякого вельможи. Собирательской деятельностью занималась военная элита, медики, историки, благородные фамилии тех лет (Шереметьевы, Юсуповы, Строгоновы, Безбородко, Белосельские-Белозерские, Корсаковы и многие другие).  Впоследствии интерес к коллекционированию древностей стал носить более масштабный характер.

С эпохи Петра I получает свое распространение «профессия» антиквара (комиссионера, «корреспондента», поставщика, арт-диллера). Эти предприимчивые люди занимались «поставкой» художественных предметов из Европы в  Россию, выполняя роль посредников между европейским антикварным рынком и петербургским. Именно они влияли на формирование антикварного фонда города.

На антикварный рынок Петербурга проникали иностранные торговцы: итальянцы, немцы, голландцы, французы, имеющие обширный опыт ведения европейского антикварного бизнеса. В России же, на тот момент, не существовало специальной инфраструктуры (магазины, выставки, аукционы) и развитой сети посредников (комиссионеры, знатоки, эксперты), поэтому первые магазины принадлежали иностранным антикварам.

Изначально, во второй половине XVIII века, торговля предметами искусства носила фрагментарный характер, однако к концу столетия приняла большой размах. К началу  XIX века в Петербурге появляются отдельные специальные лавки и магазины: на Невском проспекте, Гостином дворе, Апраксином рынке торгуют старыми книгами, рукописями, гравюрами, лубочными картинами наряду с предметами антиквариата, которые, преимущественно, имели европейское происхождение.

К середине XIX века складывается определенная система отношений между покупателем-коллекционером и антикваром-экспертом, когда продажи предметов искусства по европейским традициям начинают сопровождаться выдачей сертификатов и изданием каталогов. К концу первой половины XIX века становится «нормой» сертификация предлагаемых предметов для продажи. Экспертиза - не менее важная областью деятельности антиквара, чем торговля. Выданный сертификат, прилагавшийся к предмету,  повышал цену вещи и увеличивал репутацию антиквара, оценившего произведение искусства.

Таким образом, к концу XIX века можно говорить о полном становлении антикварного рынка Санкт-Петербурга со всеми формами торговли: аукционами, магазинами, лотереями, их четкой регламентацией законами и правилами. С началом революции, по известным причинам, антикварный рынок в Петербурге постепенно уходит в прошлое. Позднее, непродолжительный подъем антикварного бизнеса наблюдался в годы НЭПА.

Развитие антикварного рынка в советские годы связано с реформами Н.С. Хрущева, получившими название «хрущевской оттепели».  Массовое строительство нового типа жилья привело к тому, что старая мебель, соответствующая крупным дореволюционным масштабам, не помещалась в новые квартиры. Старинные шкафы, столы, горки для посуды не входили в узкие двери «хрущевских» квартир, не помещались в маленьких комнатах. Старинные предметы быта, которые по размерам могли бы разместиться в новостройках, стилистически не соответствовали минималистскому интерьеру советского быта. Их рассматривали как элемент «чуждого мещанства». Как результат, антикварные вещи обесценивались, так как в советской идеологии они утратили возможность утилитарного использования. Как следствие, предметы антиквариата выходят из сферы повседневного быта, создавая мощное предложение на антикварном рынке.

В СССР не было специальных антикварных магазинов, а частная торговля рассматривалась как спекуляция. Государство стремилось искоренить ее репрессивными мерами путем изъятия частных коллекций, облав на антикварных дельцов, скупки антикварных вещей у населения.

В период с конца 50-х до середины 60-х годов в Ленинграде существовало три государственных антикварных комиссионных магазина, принимавших вещи у частных лиц. Наиболее «интересные» и ценные предметы приобретались музеями. Цены в государственных магазинах обычно устанавливались ниже тех, что были на «черном» антикварном рынке.

Постсоветское развитие антикварного рынка Петербурга


В постсоветский период антикварный рынок «выходит из подполья». С 1992 г. начинается процесс приватизации государственной собственности. В том же году при Министерстве культуры начинает функционировать специальный Комитет по сохранению культурных ценностей. Антикварные торговцы и коллекционеры могут отныне открывать собственные магазины, получив лицензию.

К концу XX века в нашем городе сформировалась целая сеть из сотни антикварных магазинов. Они начинают торговать самыми разнообразными вещами, не концентрируясь на каком-либо сегменте. За рубежом можно встретить довольно много магазинов, продающих, например, только антикварные часы, люстры или мебель. У нас пока такой специализации нет, так как российскому рынку культурных ценностей (в полноценном смысле этого понятия) всего 15-20 лет, тогда как в Англии или Франции истоки антикварной торговли были заложены в XVIII веке.

В условиях возросшей конкуренции российские магазины, наоборот, стараются разнообразить свой ассортимент. Зачастую в них можно видеть предметы разных эпох и стилей: каминные часы, самовары, живопись, графику, ювелирные изделия и т.д. Впрочем, некоторая дифференциация все же есть. Появились магазины, торгующие только очень дорогим и элитным товаром, куда потенциальные покупатели приходят по предварительной записи. Таких заведений пока немного, но сам факт их появления свидетельствует о формировании в стране определенной группы покупателей, любителей старины, с устойчивым высоким доходом.

Для полноты анализа состояния отечественного антикварного рынка перечислим его основные разделы. Это живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, мебель, художественное литье из бронзы и чугуна, изделия из фарфора, фаянса, стекла, серебра. Нумизматика, фалеристика, бонистика, холодное и огнестрельное оружие тоже являются значимой частью отечественного антикварного рынка.

Антикварные выставки и аукционы


Одним из ключевых элементов «антикварной жизни» являются выставки-ярмарки предметов старины – антикварные салоны. На российском рынке действуют примерно 10-20 различных салонов. В Москве, в ЦДХ, дважды в год, весной и осенью, регулярно проводятся самые престижные Российские антикварные салоны. По мнению известного искусствоведа B.C.Погодина, «организаторы салона... вводят произведения искусства и предметы старины в научный, коммерческий и антикварный оборот и делают больше, чем некоторые музейные работники». Антиквариат, представленный на салоне, самый разнообразный: от кукол и старинной одежды до живописи и предметов декоративно-прикладного искусства. В Петербурге, в отличие от Москвы, традиция проведения антикварных салонов только зарождается. Последний мартовский салон 2010 года  в Выставочном зале Манежа на Исаакиевской площади собрал большое количество коллекционеров и представителей магазинов.

Истинные петербургские знатоки старины не смогут обойти своим внимание еще один непременный атрибут антиквариата -  аукционы. Их уже проводили некоторые крупные российские магазины и аукционные дома («Геллос», «Альфа-арт»). Продажа с аукциона и включение вещи в каталог имеет большое значение для подтверждения ее подлинности, создания известности. Аукционные торги влияют на моду антикварного рынка: предмет, проданный на престижном и известном аукционе, ценится вдвойне. Значение публичных торгов, проводимых аукционными домами, для антикварного рынка весьма существенно.

Аукционный дом «Гелос» сочетает салонную торговлю с проведением открытых аукционных торгов. Традиционно в продажу выставляются произведения старинной русской и западноевропейской живописи, полотна современных художников, изделия декоративно-прикладного назначения: серебро и бронза, фарфор и стекло; редкие монеты, книги и фотографии, раритетные знаки отличия, а также многочисленные образцы творчества мастеров-ювелиров различных эпох; антикварное оружие.

«Гелос» проводит более 100 аукционов в год. Свыше 50% продаж происходит по заочным бидам. Его самые значимые лоты – «Черный квадрат» К.Малевича, «Серебро из императорского подарочного фонда» (наградные ковши, кубки, кувшины из фонда Романовых), «Библиотека Максима Горького» (подарочные издания по истории и искусству российских, французских, немецких типографий XVII-XX веков, письмо Наполеона Бонапарта супруге Жозефине, написанное во время итальянского похода 1796 года).
Среди других аукционов в России, также регулярно устраивающих торги русского искусства XVIII- XX веков и антиквариата, стоит выделить аукцион Леонида Шишкина, галереи «Совком», «Альбион», «Магнум Аре» и аукционный дом «Кабинетъ».

Примером простейшего использования возможностей Интернета в сфере аукционных продаж антикварных вещей может служить работа популярного сайта «Молоток.ру». Покупатель просматривает материалы сайта, по фотографии выбирает заинтересовавший его артефакт, созванивается и встречается с представителем продавца, осматривает предмет и принимает решение о покупке.

Оценка старинных вещей


Оценка антиквариата чаще всего происходит в два этапа. Прежде всего, необходимо подтвердить, что вещь имеет художественную и антикварную ценность. Для этого эксперты смотрят на происхождение предмета, его возраст, устанавливают авторство. Второй этап оценки антиквариата позволяет выяснить, насколько востребован предмет сегодня, поскольку на антикварном рынке цены крайне подвижны и непредсказуемы.

Еще одной составляющей стоимости являются так называемые счетные расходы, связанные со стоимостью кредитных ресурсов, инфляцией, издержками по хранению, транспортировке и т. п. Существуют еще и сложно учитываемые скрытые факторы, такие как способность выступать в качестве носителя рекламы, тиражируемость.

Цена будет непосредственно зависеть и от стоимости аналогичных произведений. Но на российском антикварном рынке сделать такую оценку проблематично, поскольку у нас отсутствуют аукционные каталоги. Сегодня аукционные торги по произведениям живописи и декоративно-прикладному искусству проводятся, главным образом, только в аукционном доме «Гелос». В количественном отношении вещи, продающиеся на российском аукционе, значительно уступают Sotheby's и Christie's, поэтому антиквары при установлении цены охотнее обращаются именно к иностранным каталогам.

К неэкономическим компонентам ценообразования относятся критерии, которые непосредственно связаны с историко-художественной значимостью, установление которой прерогатива историка искусств. Однако в каждой области своя специфика. Например, основные критерии ценообразования на предметы декоративно-прикладного искусства следующие:
  • авторство;
  • стоимость материала и использование сложных дорогостоящих техник;
  • принадлежность к известному виду декоративно-прикладных искусств;
  • оригинальная художественная специфика: стилевая ясность, редкость сюжета;
  • высокий, для своего времени, уровень мастерства и технико-технологических приемов исполнения;
  • эстетика визуально-смыслового узнавания;
  • место в истории и культуре.
Стоит подчеркнуть, что непосредственно экономическая составляющая играет здесь второстепенную роль. Стоимость производства и сопутствующие расходы (на хранение, транспортировку, страховку и т. д.), которые имеют значение на любом другом товарном рынке, здесь образуют лишь часть цены. В большей степени стоимость антикварной вещи зависит от нематериальных показателей:  старины, «уникальности» (автора, технологии, эксклюзивности выпуска, историко-культурной ценности), статуса в современном обществе.

Энергетика старинных вещей


Парадоксально, но интерес к старине значительно вырос именно в последние десятилетия, несмотря на то, что человечество находится в постоянном поиске нового. И это неудивительно: глядя на однообразный ряд поточных, пусть даже самых роскошных изделий, выставленных на продажу, поневоле начинаешь ценить штучные изделия старых мастеров. Начищенное до блеска бабушкино столовое серебро вновь занимает почётное место в буфете, старый тётушкин комод отдаётся в ремонт, в антикварных магазинах становится всё больше покупателей. Умение выделять взглядом нужную вещь и понимать художественный стиль – неотъемлемые части увлекательного процесса собирания предметов старины.

Старинные вещи обладают особенной энергетикой. Ценители старины и антиквариата давно уже заметили, что они настолько умно продуманы и здорово приспособлены под длительное использование, что не идут ни в какое сравнение с большинством современных аналогов.

Старинная вещь притягивает к себе, хоть и не столь функциональна, красива, компактна и не находится в идеальном состоянии, пригодном для использования в современном быту. Это любовь с первого взгляда.

Феномен притягательности старинных вещей объяснить нелегко. Возможно, дело в том, что в старину вещи изготавливались вручную и принимали на себя частичку энергии создавшего их мастера. Антиквариат всегда являлся чем-то более глубоким, чем просто «старой вещью». Обладатель антиквариата всегда воспринимался человеком образованным, любящим, понимающим искусство  и культуру.
Поделиться Поделиться
Понравилась статья? 0 0
Комментарии (1)
Андрей
Хорошо продуманная статья, но при всем этом отсутствует один важный момент -оценка интернета, как нового инструмента антикварного рынка. Минуя посредников, часто необоснованно набивающих цену на товар, теперь можно выйти напрямую на продавца, который не является дилером или коллекционером. Для него важно быстрее продать товар, а не ждать годами "своего" покупателя. Это приводит в итоге к снижению цен на некоторые виды антиквариата и размывает монополию магазинов, в которых часто вещи не имеют товарного вида, но всегда имеют завышенную цену. Аукционы в интернете страдают той же болезнью и самое правильное, это искать просто объявления о продаже. Важно помнить о том, что все заинтересованные лица тоже заходят на сайты и в случае заманчивого предложения действовать надо очень быстро, невзирая на время года и суток.Удачных приобретений!А.Ю.
Ответить
Оставить комментарий
или войдите через: